Архивы

0_60911_66b176db_orig

Азбука скороговорок

А

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Б

Бык, бык, белый бок,
Бегал с булкой на лужок.

В

Волк вальсировал с волчицей:
«Нам волчиться не годится».

Г

Голубь в голубой горжетке
Голубику ел на ветке.

Д

Дом в деревне делал Даня
«Подрасту, и жить в нем стану».

Е

Еле-еле ель Егор
Затащил к себе во двор.

Ё

Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.

Ж

Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Ш и в лесу стало тихо.

З

Зил зеленый папу злил,
Заводился плохо зил.

И

Ишь, ты — Иртышь,
И гладь, и тишь.

Й

В Йошкарлу летели йоги
Йогурт ели по дороге.

К

Кумыс в Китай повез киргиз.
Китайцам нравится кумыс.

Л

Лера с Лорой и Лариса
Маме делают сюрпризы:
Режут, варят, трудятся,
Вот какие умницы.

М

Мало мыло мылилось,
А вода вся вылилась.

Н

Нитки иволга несет —
Сарафан себе сошьет.

О

Остренькие рожки
У козы Сережки
И сказал Сережка:
«Я боюсь немножко».

П

Пыль, пар, топот, лом.
Бобр с бобрихой строят дом.

Р

Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос.

С

Серый зайка, зубки спрячь:
Не капуста это, мяч.

Т

Тетерев на току толкнул тетерева,
Тот тетерев тетерева, и
Этого тетерева тетерев.

У

Удит рыбу удочкой
Умница наш Юрочка.

Ф

Федя филина боится —
Филин может рассердиться.

Х

Хитр хорек, быстр хорек,
Хлеб схватил — и наутек.

Ц

Циркач циркачке Зиночке
Подарил косыночку.

Ч

Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.

Ш

Суши шубу Саша,
Пашина шуба, а не наша.

Щ

За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.

Ы

Мыши- грызуны. Сыр грызут.
Догрызли? Догрызают.

Э

Ели две Эли
Эклеры в постели.
Мама отмыла
Эль еле-еле.

Ю

Утка — юннатка
Ютится в палатке.
Не ютись там утка —
Жить в палатке жутко.

Я

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу,
А Мишутка — селедку под шубой.

 

 obratite_vnimanie

Современный урок должен обеспечивать качественно иные результаты, нежели традиционный. Прежде всего, речь идет о формировании метапредметных умений и навыков. Некоторые методические рекомендации в этом плане.

Алгоритм разработки метапредметного урока

Определите образовательную отрасль, в которой предполагается занятие. Сформулируйте тему занятия.
Сформулируйте иерархию целей урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).
Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учащихся.
На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или выявить). При необходимости разбейте выделенные способности на группы, например: общеучебные и частичнопредметные; или — креативные, когнитивные и оргдеятельностные.
Предложите, как Вы обеспечите целеполагание учащихся на занятии.
Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:
Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть такой, что «зажигает», носить метапредметный характер.
Сформулируйте задачу ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задачи задаются таким образом, чтобы допускали различные варианты их выполнения, например: «Нарисуйте свою картину мира».
Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать ученики (ваш избранный ученик) за время занятия. Продукт должен быть конкретный, но без видимого для Вас содержания. Например, ученики будут конструировать таблицу деления чисел, но какова она в итоге получится, Вы не знаете.
Какие культурно-исторические аналоги будут предложены учащимся по рассматриваемой проблеме.
Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (конкретный способ, или прием, или задачи).
Как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему.
Как, с помощью каких критериев Вы предполагаете оценить успешность проведения данного занятия.

Структурные элементы метаурока

Мобилизующий этап — включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание — формулировка учащимися целей урока по схеме: вспомнить — узнать — уметь.
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия — осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми обладает ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
 
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятия, в основе которого лежит метапредметный подход, учитель должен усвоить:
  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
  • компоненты метапредметного содержания в обучении;
  • содержание термина «универсальные учебные действия»;
  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
  • понятие рефлексии как образовательной деятельности;
  • требования государственных стандартов к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.
Можно считать, что инновационные процессы в современном образовании являются результатом развития новой образовательной парадигмы, которая выражает глобализационные процессы современного мира, в котором локальные социальные отрасли все больше начинают интегрироваться в глобальное социокультурное пространство человеческой цивилизации. Инновационные процессы, таким образом, становятся актуальными и являются единственными источниками развития образовательных систем.
 
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
  • четко осознавать, что государственные образовательные стандарты — это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать все то, что уже наработано в школах;
  • тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
  • начинать работу по введению государственных стандартов в основной и старшей школе уже сегодня, потому что сейчас этим занимается исключительно начальная школа;
  • осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;
  • осваивать новые технологии, менять позицию учителя.
Самое трудное для учителя — изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
***

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

Главной перспективой внедрения нового образовательного стандарта является обеспечение качества учебно-воспитательного процесса.Вопрос качества – это не только успеваемость, а и способность ученика к действию, применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия. Достижение поставленных целей и задач осуществляется через различные мероприятия организационного, информационного, методического и управленческого характера.
 
Следуя опыту учителей Российской Федерации по организации плодотворной методической работы, следует обратить внимание на группу педагогических проблем, в рамках которых есть ресурс развития качества образовательного процесса. Это: «Повышение профессиональной компетентности учителя», «Применение педагогических технологий, обеспечивающих повышение образовательного результата обучающихся», «Системно-деятельностный подход как механизм реализации стандарта», «Обеспечение ИКТ–компетентности в сфере медиа-технологий», «Внедрение современных форм коррекционной работы, диагностики и механизма независимой оценки качества образования».
 
К задачам управленческого характера, которые следует решить образовательной организации по подготовке к введению стандарта, можно отнести следующие:
привести нормативную базу организации в соответствие с требованием стандарта;
разработать программу психолого-педагогического сопровождения введения стандарта с охватом всех участников учебно-воспитательного процесса;
определить модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования с целью организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.
Учитывая, что развитие образования связано с изменением старых установок, учителя должны знать новые ориентиры инноваций – реперные точки. Для начальной школы такие ориентиры в формате кратких тезисов изложены Александром Асмоловым «Новая жизнь начальной школы» (академик Российской академии образования, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования»). С учетом этой точки зрения перечислим главные индикаторы начальной школы:
  • школа развития мотивов к познанию и творчеству;
  • школа позитивной социализации личности;
  • школа понимания, диалога культур;
  • школа совместных действий ребенка и взрослых, ребенка и сверстников;
  • школа игровой и проектной дидактики;
  • школа формирования ценностной картины мира ребенка;
  • школа диагностики развития успехов ребенка, веры в себя.
Значимость и перспективность работы педагогов, связанной с реализацией нового образовательного стандарта, профессионально раскрывают слова А. Асмолова: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарты в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
 
Рекомендуем познакомиться с материалами, подготовленными учителями, которые раскрывают практический аспект темы сообщения на сайте «Сообщество взаимопомощи учителей» (pedsovet.su) в рубрике «Внедрение ФГОС».
 

 

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

 

 ПО ТЕМЕ : «УДАРЕНИЕ»

Тема: Ударение.

Цели:

образовательная: Закрепить умение находить ударный слог;  показать значимость ударения путем наблюдения и сравнения слов; учить детей рассуждать, анализировать.

развивающая: Развивать мышление, умение наблюдать, сравнивать.

воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку.

 Тип: комбинированный (на основе комплексного интеллектуального развития).

Ход урока

1 . Организационный момент.

  1. Минутка чистописания. Сообщение темы урока.

Разбросать буквы «ударение», после их записи дети составляют слово и формулируют тему урока.

Индивидуальная работа. Тест.  (Антюфеева С.,  Воронцова М.)

Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Самостоятельное нахождение ответов на вопросы Почемучки. Работа с учебником, стр.83.

Ударение – это выделение голосом одного из гласных звуков в слове. Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.

Как найти в слове ударный слог?

Чтобы найти ударный слог, нужно «позвать» слово.

УПРАЖНЕНИЕ в постановке ударения. Картинки.

  1. Постановка цели.

Сегодня мы с вами вместе сделаем несколько  маленьких открытий об ударении.

  1. Изучение нового материала.

А) Коллективно-индивидуальная работа над словарными словами. Наблюдение над местом ударения в словах.

Работы у ударения – невпроворот, только успевай поворачиваться. Ударение – главный работник в словах! А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка?

Дифференцированная  работа: 1 вариант списывает слова, второй выполняет задание — выписать сначала слова, в которых ударный первый слог, затем второй и третий.

Ребята, ученик, девочка, дежурный, класс, воробей, карандаш, посуда.

Девочка, класс, ребята, дежурный, посуда, ученик, карандаш, воробей (три ученика работают у доски).  (Оленичева С., Дорошенков П.,  Романова А.)

-Какое слово здесь лишнее? Почему? (класс – 1 слог).

Вывод — открытие.

В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге.

А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Пари’ж, пальто’, портре’т,  портфе’ль. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. А теперь поиграем. Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски: он все слова произносит с ударением на последнем слоге. Русский актер учит француза, который повторяет слова на свой лад, с ударением на последнем слоге.

(два ученика получают карточки со словами и читают их: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бабочка). (Судаев Н., Лисюнина М.)

Б) Значение слова в зависимости от ударения.

Прочтите слово «замок» — укрепленное жилище . (дети читают слово, написанное на доске. Ставят разное ударение).  Какой слог ударный в этом слове?

Во время объяснения  учитель демонстрирует презентацию.

Посмотрите на слова, которые вы записали. Чем они похожи? ( Пишутся одинаково. В каждом слове по два слога).

Слова из презентации записать в тетрадь.

Ну, а чем они отличаются? (Слова отличаются местом ударения и значением).

Вывод — открытие.

Какой же вывод мы можем сделать? ( От ударения зависит смысл слова).

ПРОСМОТР ФЛЕШ АНИМАЦИИ

  1. Физкультминутка

 

 

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз! Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два!

Раз-два!

Хватит-хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

 

Вдохнули, выдохнули.

 

 

Поиграли, отдохнули, продолжаем наблюдать за ударением.

  1. Закрепление изученного.
  • Работа с учебником. Упр 178, составление предложений.
  • Работа по заданию в тетради (Тамлянкин А.)
  1. Итог урока

Какие же открытия мы сделали на уроке?

  • Ударение в русском языке может стоять на любом слоге.
  • Ударение может изменить смысл слова.

Приведите примеры.

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание.

1 вариант – упр.179

2 вариант – найти слова, с ударением на разные слоги.

Для любознательных: прочитать статью «Пульс в слове».