Тенденции развития образовательной организации в Донецкой Народной Республике в рамках введения новых государственных стандартов.

images

В мире существует множество стран. Их разделяют и выделяют по существенным признакам. Главные критерии отбора – это уровень экономики, развитие внешнеэкономических и политических связей, уровень ВВП, медицинского обслуживания и конечно индекс развития человеческого потенциала. Ученые вывели название этому индексу — ИРЧП. Это идея была предложена в 1990 году пакистанским ученым. Основа его заключается в сравнительной оценке грамотности населения, его образованности и потребностей. Если выявить потенциальные трудности можно эффективно спланировать любую работу, с учетом данного индекса.

Донецкая Народная Республика – молодое развивающееся государство. Начальная точка развития любой страны – конечно же индекс развития человеческого потенциала, таким образом очевидно, что на образование возлагается огромная ответственность и задача на пути становления государственности Республики.

Сегодня мы качественно подходим к решению знаковых вопросов по внедрению новых образовательных стандартов, переходу на системно-деятельностный подход.  Мы апробировали ГОС рассчитанный на 2015-2017 учебные годы. Каждая образовательная организация проводила мониторинг работы за данное время. Показатели у каждого различные. Мы столкнулись и с трудностями введения новых программ, и неготовностью педагогических коллективов переходить на новые векторы в работе. Однако, следует отметить, гибкость и профессионализм кадров, умение руководителей дать грамотный анализ и совместно с коллегами дифференцировано решить возникшие проблемы.

Рассмотрим мониторинг работы коллектива МОУ «Школа №80 г. Донецка» за 2015 -2017 учебные года по нескольким направлениям:

  • Издательская деятельность
  • Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства
  • Участие обучающихся в конкурсах
  • Кадровая политика

 

 

 

1.Мониторинг издательской деятельности

Наш коллектив упорно работает над созданием творческих продуктов: разработок уроков, планов и конспектов мероприятий, созданию рабочих программ, беседок, разработке инновационной площадки. Мы всегда стремились к саморазвитию и самообразованию, но потенциал наших педагогов раскрылся именно с ведением ГОС на более профессионален уровне.

2.Мониторинг участия педагогов в профессиональных конкурсах

Новые формы и методы работы педагогического коллектива не могут быть развиты без повышения профессиональной компетентности педагогов. Наши учителя конкурентно-способные и творческие личности, которые достойно принимают участие в конкурсах на различных уровнях: «45 минут славы», республиканский конкурс программ, международный конкурс на выявление гражданской позиции и идентичности АРПИ, «Мир и я», «Методический шедевр», «Педагогический Арт-фактор», «Буктрейлер», «Три шага на пути реформирования образования».

2.Мониторинг результативности обучающихся

Очевидны слова: «От творчества учителя до творчества ученика». Обучающиеся нашей школы хорошо зарекомендовали себя на всех этапах республиканских олимпиад, в интеллектуальных конкурсах разных уровней. Например, Дубицкая Милена призер олимпиады по литературе, победитель конкурса по иностранному языку «Пилигрим 2016», победитель олимпиады по географии, английскому языку, русскому языку в районном этапе.

Нельзя не рассмотреть вопросы кадровой политики. Хороший менеджер тот, кто умеет организовать работу на всех этапах. Лицо нашего учреждения представляет администрация школы:

—  директор школы – Н.И.Мамченко:

Осуществляет руководство учреждением в соответствии с его уставом и законодательством Донецкой Народной Республики. Обеспечивает системную образовательную учебно-воспитательную и административно-хозяйственную работу учреждения. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, принимает решения о программном планировании его работы. Совместно с педагогическим советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего распорядка и др. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание. Решает учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров. Определяет должностные обязанности работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Формирует контингенты обучающихся, обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном (попечителем) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.), принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими).

Содействует деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации. Несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством порядке.

Руководит работой своих заместителей и контролирует ее. Является председателем педагогического совета. Проводит совещания при директоре. Организует работу по охране труда и технике безопасности, курирует вопросы подготовки и проведения ГИА.

 

Заместители директора по учебно-воспитательной работе – Лазаренко Н.А., Воеводина А.Н:

Организуют текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координируют работу преподавателей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководят профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляют контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работой кружков и дополнительных занятий. Организуют работу по подготовке и проведению экзаменов. Координируют взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организуют просветительскую работу для родителей. Оказывают помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организуют учебно-воспитательную (методическую, культурно-массовую, внеклассную) работу. Осуществляют контроль за учебной нагрузкой обучающихся. Составляют расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивают своевременное составление установленной отчетной документации.

Оказывают помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Осуществляют комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников) в кружках и т.п. Участвуют в подборе и расстановке педагогических кадров, организуют повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимают участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Отвечает за организацию работы по охране труда и соблюдению правил техники безопасности. Принимают меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки и методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами. Осуществляют контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся.

 

Заместитель директора по внеклассной, внешкольной воспитательной работе – Лапко И.В.

Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, педагогизации социальной сферы. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей), создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную совместную деятельность обучающихся и взрослых. Способствует реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений. Привлекает к работе с обучающимися работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда обучающихся. Организует каникулярный отдых обучающихся, несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса. Контролирует ведение «Журнала инструктажа учащихся по охране и безопасности труда при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий».

Организует работу методических объединений классных руководителей. Утверждает планы воспитательной работы классных руководителей. Систематически контролирует посещаемость и успеваемость обучающихся девиантного поведения «трудных» учащихся. Курирует работу учителей хорерграфии, музыки, ИЗО, ОБЖ.

  • контролирует посещаемость и успеваемость обучающихся «группы риска»;
  • организует дежурство по школе;
  • отвечает за работу Совета профилактики;
  • координирует и осуществляет систематический контроль за качеством учебно-воспитательного процесса и работой преподавателей физической культуры, ОБЖ, руководителей спортивных секций и кружков патриотической направленности;
  • организует текущее и перспективное планирование деятельности и обеспечивает своевременное составление и предоставление в департамент образования и науки установленной отчетной документации по физкультурно-оздоровительной и патриотической работе;
  • контролирует вопросы питания.

На нашем пути идет новая реформа образования, мы ожидаем выхода нового поколения стандарта. Каков он будет? Чего ждать? Сейчас мы можем только предполагать, штудируя опыт российский коллег.

Поиск педагогическим коллективом школы собственного лица, своего пути в системе образования, который длился несколько лет, проблемный анализ образовательной ситуации в школе и стране в целом, учета потенциальных возможностей школы, ее традиций, социального запроса учащихся, педагогов, родителей обусловили создание авторской модели “Школа – семья”, которая была положена в основу Концепции развития школы на 2016-2021 годы.

В связи с приведением к реализации модели “Школы – семьи” была создана модель выпускника как ориентир деятельности педагогического коллектива. Ведущую роль в реализации модели выпускника школы – семьи приобретает именно процесс воспитания, его совершенствования.

Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает развитие личности, для которой участие в делах гражданского общества не столько извне навязанная обязанность, сколько результат внутреннего побуждения и осмысленного выбора. Такой подход предполагает и иную модель взаимодействия участников образовательного процесса.

Миссия школы – семейное воспитание, свободное от формализма и авторитаризма; «школа человеческих отношений», строящаяся на демократизации отношений меду всеми участниками учебно-воспитательного процесса, партнерстве, гуманизме.  Важным приоритетом разработки Программы развития становится развитие образовательного учреждения, работающего в условиях становления Донецкой Народной Республики. Эта специфика современного этапа развития системы образования обусловлена необходимостью построения Программы, направленной на обеспечение позитивной динамики развития школы как открытой инновационной образовательной системы.

Деятельность и целостность развития школы достигается за счет создания и функционирования инновационных площадок, которые получают дальнейшее развитие в педагогических советах, научно-методических чтениях, конференциях, технопарках, распространении передового педагогического опыта.

В общеобразовательном учреждении создана нормативно-правовая база функционирования и развития школы. Существует полный набор локальных актов, приведенный в соответствие с нормативными документами, целями и потребностями школы. Администрация школы уделяет внимание организации деятельности по мотивации работников. С этой целью проводятся мероприятия различного плана (совещания, педсоветы, семинары, круглые столы, дискуссии, методические и предметные декады) по результатам которых подводятся итоги работы педагогов в соответствии с уровневыми показателями.

Хорошо работать там, где ты ощущаешь себя на своем месте. Любые тенденции должны повышать уровень ИРЧП, балансировать для повышения гармонии и развития человеческого потенциала не только в образовании, но и во всех жизненно важных отраслях.