Воеводина Анна Николаевна,
заместитель директора по УВР МОУ «Школа №80 г.Донецка» Кировского района,
Аннотация.
В мировом образовательном пространстве не существует единой системы образования. Каждое государство разрабатывает и реализовывает свои программы и стандарты. Чем выше качество образования, тем квалифицированнее кадры, соответственно тем выше уровень ВВП (валового внутреннего продукта). Сегодня маркетинг нашей сферы – это конкуренция образовательных услуг. Современное обучение должно иметь отличительные черты: общедоступность, создание условий качественного образования детей, непрерывность, творческий и новаторский характер, фундаментальность и глубину начального, основного и профессионального обучения. Мировые тенденции развития и использования ИКТ представляют кардинально новый формат образовательной организации в условиях информационного поля. Очень важным моментом в развитии стратегии образовательной организации является информатизация системы образования каждого МОУ. Проектирование единой информационно-образовательной среды – один из стратегических механизмов образовательного учреждения.
Ключевые слова: стратегия, модернизация, компонент образования, мировые тенденции,
единая информационно-образовательная среда школы.
Стратегия развития образовательной организации
Мировые тенденции образования сообщают о качественной и количественной перестройке всей системы управления образовательной организацией. Сегодня рассматривая личность управленца с точки зрения менеджмента необходимо циклично проводить мониторинг, который будет направлен на удовлетворение потребностей, как индивидов, так и групп посредством создания предложений.
Обратимся к энциклопедии, где указано, что «стратегия»- эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели [1]. Представим образовательную стратегию, как бизнес-план, состоящий из модулей. На начальном этапе его построения, необходимо провести качественный анализ состояния системы обучения в отдельном регионе. Рассматривая образовательную систему ДНР, мы видим переход на новые государственные стандарты, количественные изменения в преподавании отдельных дисциплин, образовательное пространство требует перестройки преподавательского состава и внедрение новых методик и техники. Отталкиваясь, от данных измерений, управленцу-профессионалу необходимо применить тактику, направленную на повышение мотивации своих кадров.
Таким образом, в бизнес-плане образовательной организации, необходимо выделить первый модуль – ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). Это идея была предложена в 1990 году пакистанским ученым. Основа его заключается в сравнительной оценке грамотности населения, его образованности и потребностей. Если выявить потенциальные трудности можно эффективно спланировать работу, с учетом анализа ИРЧП.
Вторым модулем образовательной стратегии необходимо взять – целепологание. Каким образом достичь результативности с помощью выявленных потребностей общества в организации процесса обучения. К примеру, в образовательной организации есть количество часов, отведенное на кружковую работу, согласно мониторингу ИРЧП, руководителем выявлена необходимость в дополнительных занятиях по английскому языку. И закономерно, если вместо, этого предмета дать на изучение уроки химии, спрос на такой кружок будет значительно ниже. И тогда, цель, поднять качество знаний по предмету, может остаться на достаточном уровне.
Третьим модулем в бизнес-плане необходимо выделить – наличие маркетинговых отношений (ученический и педагогический состав). И это не новизна, что количественный состав педагогов должен реализовывать образовательные стандарты в полной мере, для обучения каждого индивида. Не может один педагог проводить занятие одновременно в двух классах. Миссия руководителя иметь кадровый потенциал для замещения вакантной должности по необходимости. На практике, можем столкнуться, что образовательные учреждения, в случае временной нетрудоспособности своего педагога, не всегда могут быстро компенсировать его замену.
Четвертый модуль — новый формат образовательной организации в условиях информационного поля. Очень важным в развитии стратегии образовательной организации полагаю информатизацию системы образования каждого МОУ. Создание персональных сайтов учреждений – это маленькая деталь в социокультурном обществе. На сегодняшний день этого недостаточно для реализации образовательных компонентов. Необходимо проектирование ЕИОСШ – единой информационно-образовательной среды школы. Ее создание должно быть так же заложено и прописано в бизнес-плане.
Выделю стратегически важные компоненты ЕИОСШ:
- электронная библиотека;
- электронная база данных школы;
- электронное хранилище – электронный образовательный ресурс;
- информационно-аналитический центр школы (кодированный, хранилище приказов, аналитических справок и других локальных актов);
- электронные копилки творчества педагогов и учеников;
- электронные дневники и портал для обратной связи с родителями;
- Chat–room для подготовки учеников к олимпиадам.
Основные пользователи:
- Администрация школы.
- Социальный педагог.
- Практический психолог.
- Педагогический коллектив.
- Ученический коллектив.
- Родители.
- Общественность.
- Администрация районного отдела образования.
- Представители управления образования.
ЕИОСШ ( единый информационно образовательный ресурс) условно представим в 3 сегментах:
Все сегменты имеют свои функциональные обязанности, которые в совокупности помогают готовить педагогов к новой форме работы. Это позволит стратегически грамотно развивать работу образовательного учреждения, тем самым решая проблемы построения открытой системы образования, траектории работы каждого МОУ, в использовании компьютеризации для решения обширных вопросов организации образовательного и воспитательного процессов, привлечения внимания к новым формам и методам работы, организации принципиально нового учебно-воспитательного процесса, расширения сознания педагогических кадров в необходимости развития навыков ИКТ.
Обязательный модуль бизнес – плана – это стратегический мониторинг потенциальных угроз. Очень удобно использовать SWOT-анализ для планирования работы. Приведу ниже такой вид работы в своем образовательном учреждении:
Сильные стороны
|
Слабые стороны
(внутренняя информация, открытая для административного аппарата) |
Потенциальные возможности
|
Потенциальные угрозы
(внутренняя информация, открытая для административного аппарата) |
Планируя методическую работу на 2016-2017 учебный год, мы реализовываем данный вид анализа. Это помогает видеть возможные трудности и пути их решения.
Макет бизнес – плана – это один из способов стратегии образовательного учреждения. Каждому руководителю свойственно реализовывать деятельность своего образовательного учреждения по концептуальному плану работы, который каждый год меняется. Это имеет много плюсов, однако, анализ годового плана – это отчетный показатель работы, а вот модульное планирование – это Системно-деятельностный подход по реализации образовательного пространства. Бизнес-план – это лестница, по которой идет общество к реализации концепций образования.
На плечи руководителя образовательной организации ложится колоссальная ответственность за качественную реализацию процесса обучения. Однако необходимо оптимизировать данный процесс, а это возможно лишь путем стратегического планирования не на один или два года, а на десятки лет вперед. Спросите, возможно? Кто-то не согласиться, профессионалы задумаются, единицы примут и воплотят в жизнь. И именно эти стратеги смогут качественно подойти к механизму работы своего учреждения.
Стратегия – это не способ и не метод организации идеи, это эффективная тактика менеджера-управленца, ведь стратегия – это постоянное значение, а вот тактика – может менять вектор и в этом поможет ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала).
Список литературы:
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2011. – 296с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2011. – 464с.
- Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 236с. – (Высшее образование).