Стратегическая программа над развитием детской одаренности

Рабочая программа

по подготовке к участию в олимпиадах

МОУ «школа№80 г.Донецка»

На 2016-2026 г

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность программы

 

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, окружных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.IMG_6215

Участие школьников в заочных олимпиадах городского, окружного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправлять на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.

 

Цель:

Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

 

 

Задачи:

  • Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
  • Развивать способность устанавливать логические связи.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Формировать стремление к размышлению, поиску.
  • Развивать внимание, память, воображение.

 

Ценностные приоритеты

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности.

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

 

Главные принципы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность и интегративность.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

 

Методы обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

 

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

 

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

 

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

 

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

 

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.

 

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  • час подготовки к олимпиадам целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;
  • использование диагностического инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования);
  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки — практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

 

  1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

 

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке к олимпиадам могут взять на себя наиболее продвинутые дети (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

 

3.Планируем работу:

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной формой работы на занятиях —  различные формы индивидуальной и парной работы.

 

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно и т.д.

 

  1. Работаем руками.
  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.

 

  1. Обобщаем и систематизируем материалы и результаты работы с одаренными детьми.

 

 

 

 

Содержание программы

1 класс

  1. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
  2. Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
  3. Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
  4. Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм».

 

2 класс

  1. Задания с лишними и недостающими данными.
  2. Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
  3. Комбинаторные задачи.
  4. Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», кубики Б.П. Никитина.

 

3 класс

  1. Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
  2. Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
  3. Построение простейших умозаключений.
  4. Комбинаторные задачи.
  5. Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.

 

4 класс

  1. Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
  2. Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
  3. Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
  4. Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
  5. Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
  6. Математические игры.
  7. Комбинаторные задачи.

 

План участия в дистанционных олимпиадах учащихся начальной школы

 

Дата Тема занятия Снейл Продленка
2.09 Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами. Обучение решению логических задач.    
7.09 Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников».    
14.09 Звуковые фонетические игры.. («Вратарь», «Бим и Бом») 13-25 сентября

http://nic-snail.ru/calendar/kontrolnyy-test-matematika-2016-osen

Контрольный тест. Математика — 2016 (осень)

1.09 – 1.10

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «С книгою жить – век не тужить»

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математика – царица всех наук»

Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Как устроена природа?»

21.09 Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения.
28.09 Существенные и несущественные признаки предмета.
5.10 Сравнение предметов и величин.   1.10 – 1.11

Межрегиональная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «По лабиринтам грамматики»

Межрегиональная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Чтение – лучшее учение»

Межрегиональная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математика для всех»

Межрегиональная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Окно в природу»

12.10 Занимательные логические задачи.  
19.10 Классификация предметов по различным признакам. 22 октября

http://nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-osenniy-sezon_2016

Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (осенний сезон)

26.10 Интеллектуальный ринг.   1.10 – 10.12

Международная МЕЖПРЕДМЕТНАЯ олимпиада для 1 – 4 классов «По основам наук»

Всероссийский дистанционный блиц-турнир для 1 – 4 классов «ВсЁзнайка»

1.11-1.12

Федеральная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «Велик и могуч русский язык»

Федеральная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Книга – друг человека»

Федеральная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математическая гонка»

Федеральная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Диалоги о природе»

9.11 Описание предмета по его признакам.  
16.11  Обучение разгадыванию загадок. 19 ноября

http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-obzh-muravey_2016

Международный Конкурс-игра по ОБЖ «Муравей»

23.11 Обучение составлению загадок. 26 ноября — 2 дек http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-den-mamy2016-2026

Международный конкурс «День Мамы»

30.11  Узнавание предмета по определению.   1.12-1.01

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «В мире родного языка»

Международная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «По литературной тропе»

Международная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Законы математики»

Международная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Яркий мир»

7.12 Фонетические игры. 10 декабря

http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-matematike-slon

Международный Конкурс-игра по математике «Слон»

14.12  Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов. 15-21 декабря

http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-novogodnyaya-otkrytka2016-2026

Международный конкурс «Новогодняя открытка»

21.12 Суждения. Виды простых суждений.
11.01  Интеллектуальный ринг.    
18.01  Фонетические игры.    
25.01 Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников»    
1.02 Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности. 11 февраля

http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-russkomu-yazyku-zh-2016-2026

Международный Конкурс-игра по русскому языку «Ёж»

 
15.02 Определение предметов.    
24.02 Узнавание предметов по определению.    
29.02 Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».    
5.03 Фонетические игры. 10-15 марта

http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-pervye-shagi-vesenniy-sezon2016-2026

Международный конкурс «Первые шаги. Весенний сезон»

 
14.03 Интеллектуальный ринг. 17-23 марта

http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-den-papy2016-2026

Международный конкурс «День Папы»

 
28.03 Умозаключения. Знакомство с понятием.                               
4.04 Построение собственных умозаключений.    
11.04 Условные умозаключения.    
18.04 Анаграммы. Шарады.    
25.04 Слово в слове. Фонетические игры. 27 апреля

http://nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-vesenniy-sezon_2016-2026

Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (весенний сезон)

 
10.05 Словесные задачи — логарифмы.    
16.05 Логические задачи на раскрашивание.    
23.05 Интеллектуальный ринг.    

 

 

 

План участия в олимпиадах среднего и старшего звена

 

Год Олимпиада   Пометки
2016-2018 1.участие в конкурсе «Новое поколение»

  1. Участие в районных ученических олимпиадах
  2. участие в городских олипиадах
  3. участие в республиканских олимпиадах
  4. Участие в работе МАН
  5. Участие в школьной виртуальной выставке
  6. Создание круглого стола «Клуб веселых и находчивых»
  7. Участие в дистанционных олипиадах
 
2018-2020 1.участие в конкурсе «Новое поколение»

  1. Участие в районных ученических олимпиадах
  2. участие в городских олипиадах
  3. участие в республиканских олимпиадах
  4. Участие в работе МАН
  5. Участие в школьной виртуальной выставке
  6. Создание круглого стола «Клуб веселых и находчивых»
  7. Участие в дистанционных олипиадах
  8. Школьные и межшкольные конкурсы, выставки.
  9. Конкурс «Галактика талантов»
  10. Ученический конкурс «Бизнес план модели ученика»
2020-2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.участие в конкурсе «Новое поколение»

  1. Участие в районных ученических олимпиадах
  2. участие в городских олипиадах
  3. участие в республиканских олимпиадах
  4. Участие в работе МАН
  5. Участие в школьной виртуальной выставке
  6. Создание круглого стола «Клуб веселых и находчивых»
  7. Участие в дистанционных олипиадах
  8. Школьные и межшкольные конкурсы, выставки.
  9. Конкурс «Галактика талантов»
  10. Ученический конкурс «Бизнес план модели ученика»
  11. Участие в школьном конкурсе «Лидер»
2022-2024

 

1.участие в конкурсе «Новое поколение»

  1. Участие в районных ученических олимпиадах
  2. участие в городских олипиадах
  3. участие в республиканских олимпиадах
  4. Участие в работе МАН
  5. Участие в школьной виртуальной выставке
  6. Создание круглого стола «Клуб веселых и находчивых»
  7. Участие в дистанционных олипиадах
  8. Школьные и межшкольные конкурсы, выставки.
  9. Конкурс «Галактика талантов»
  10. Ученический конкурс «Бизнес план модели ученика»

 

2024-2026

 

1.участие в конкурсе «Новое поколение»

  1. Участие в районных ученических олимпиадах
  2. участие в городских олипиадах
  3. участие в республиканских олимпиадах
  4. Участие в работе МАН
  5. Участие в школьной виртуальной выставке
  6. Создание круглого стола «Клуб веселых и находчивых»
  7. Участие в дистанционных олипиадах
  8. Школьные и межшкольные конкурсы, выставки.
  9. Конкурс «Галактика талантов»
  10. Ученический конкурс «Бизнес план модели ученика»