Рабочая программа
по подготовке к участию в олимпиадах
МОУ «школа№80 г.Донецка»
На 2016-2026 г
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, окружных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах городского, окружного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправлять на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.
Цель:
Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.
Задачи:
- Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
- Развивать способность устанавливать логические связи.
- Развивать познавательные интересы.
- Формировать стремление к размышлению, поиску.
- Развивать внимание, память, воображение.
Ценностные приоритеты
В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
Главные принципы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- час подготовки к олимпиадам целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки — практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
- Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке к олимпиадам могут взять на себя наиболее продвинутые дети (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу:
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях — различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно и т.д.
- Работаем руками.
- Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
- Обобщаем и систематизируем материалы и результаты работы с одаренными детьми.
Содержание программы
1 класс
- Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
- Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
- Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
- Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм».
2 класс
- Задания с лишними и недостающими данными.
- Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
- Комбинаторные задачи.
- Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», кубики Б.П. Никитина.
3 класс
- Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
- Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
- Построение простейших умозаключений.
- Комбинаторные задачи.
- Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.
4 класс
- Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
- Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
- Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
- Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
- Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
- Математические игры.
- Комбинаторные задачи.
План участия в дистанционных олимпиадах учащихся начальной школы
№ | Дата | Тема занятия | Снейл | Продленка |
2.09 | Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами. Обучение решению логических задач. | |||
7.09 | Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников». | |||
14.09 | Звуковые фонетические игры.. («Вратарь», «Бим и Бом») | 13-25 сентября
http://nic-snail.ru/calendar/kontrolnyy-test-matematika-2016-osen |
1.09 – 1.10
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «Грамоте учиться – всегда пригодится» Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «С книгою жить – век не тужить» Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математика – царица всех наук» Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Как устроена природа?» |
|
21.09 | Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения. | |||
28.09 | Существенные и несущественные признаки предмета. | |||
5.10 | Сравнение предметов и величин. | 1.10 – 1.11
Межрегиональная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «По лабиринтам грамматики» Межрегиональная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Чтение – лучшее учение» Межрегиональная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математика для всех» Межрегиональная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Окно в природу» |
||
12.10 | Занимательные логические задачи. | |||
19.10 | Классификация предметов по различным признакам. | 22 октября
http://nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-osenniy-sezon_2016 |
||
26.10 | Интеллектуальный ринг. | 1.10 – 10.12
Международная МЕЖПРЕДМЕТНАЯ олимпиада для 1 – 4 классов «По основам наук» Всероссийский дистанционный блиц-турнир для 1 – 4 классов «ВсЁзнайка» 1.11-1.12 Федеральная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «Велик и могуч русский язык» Федеральная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Книга – друг человека» Федеральная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математическая гонка» Федеральная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Диалоги о природе» |
||
9.11 | Описание предмета по его признакам. | |||
16.11 | Обучение разгадыванию загадок. | 19 ноября
http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-obzh-muravey_2016 |
||
23.11 | Обучение составлению загадок. | 26 ноября — 2 дек http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-den-mamy2016-2026 | ||
30.11 | Узнавание предмета по определению. | 1.12-1.01
Международная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «В мире родного языка» Международная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «По литературной тропе» Международная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Законы математики» Международная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Яркий мир» |
||
7.12 | Фонетические игры. | 10 декабря
http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-matematike-slon |
||
14.12 | Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов. | 15-21 декабря
http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-novogodnyaya-otkrytka2016-2026 |
||
21.12 | Суждения. Виды простых суждений. | |||
11.01 | Интеллектуальный ринг. | |||
18.01 | Фонетические игры. | |||
25.01 | Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников» | |||
1.02 | Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности. | 11 февраля
http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-russkomu-yazyku-zh-2016-2026 |
||
15.02 | Определение предметов. | |||
24.02 | Узнавание предметов по определению. | |||
29.02 | Плоскостное конструирование. Игра «Танграм». | |||
5.03 | Фонетические игры. | 10-15 марта
http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-pervye-shagi-vesenniy-sezon2016-2026 |
||
14.03 | Интеллектуальный ринг. | 17-23 марта
http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-den-papy2016-2026 |
||
28.03 | Умозаключения. Знакомство с понятием. | |||
4.04 | Построение собственных умозаключений. | |||
11.04 | Условные умозаключения. | |||
18.04 | Анаграммы. Шарады. | |||
25.04 | Слово в слове. Фонетические игры. | 27 апреля
http://nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-vesenniy-sezon_2016-2026 |
||
10.05 | Словесные задачи — логарифмы. | |||
16.05 | Логические задачи на раскрашивание. | |||
23.05 | Интеллектуальный ринг. |
План участия в олимпиадах среднего и старшего звена
Год | Олимпиада | Пометки |
2016-2018 | 1.участие в конкурсе «Новое поколение»
|
|
2018-2020 | 1.участие в конкурсе «Новое поколение»
|
|
2020-2022
|
1.участие в конкурсе «Новое поколение»
|
|
2022-2024
|
1.участие в конкурсе «Новое поколение»
|
|
2024-2026
|
1.участие в конкурсе «Новое поколение»
|