«Перевернутый класс»

 

 

 

Аннотация

Учить и учиться  – вот основные задачи педагога. А качественно учить, отдаваясь тому, что ты любишь – это мастерство и умение, которые приходят ни в один год работы и не в два. Создавая мастер — класс, я долго думала над тем, о чем могу рассказать и чем могу поделиться со своими коллегами, общественностью. И выбрала то, что, на мой взгляд, самое ценное и дорогое —  мастер класс нестандартного  факультативного занятия для детей первого года обучения в школе, а так же для их родителей. В 2016 учебном году, мною была разработана программа факультатива  по английскому языку для первого класса «Treasure Island». Сейчас она разрешена для использования в Муниципальных общеобразовательных учреждениях, получила диплом 3 степени Министерства Образования и Науки Донецкой Народной Республики. Основываясь на нее, хочу поделиться мастер-классом «Flip  the class» (Перевернутый класс).Мастер классПрезентация1

Отмечу, что главные респонденты мастер-класса — родители совместно с учениками первого класса, которые выявили желание начать обучение английскому языку в первый год обучения в школе, на факультативной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование технологии «перевернутый класс» на факультативных занятиях по обучению английскому для учеников первого класса

Современные технологии все больше и больше проникают в школьное образование. Сегодня уже невозможно представить занятие без технических средств. Но иногда возникает ситуация, которая в корне меняет все наше представление об уроке или занятии. Некоторые современные педагогические технологии переворачивают все наши традиционные способы работы с обучающимися. Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача материала и организация рекомендованных  заданий представлены наоборот.

Цель мастер-класса:

  • Познакомить с понятием “перевернутый класс”;
  • выявить предпосылки участников мастер-класса к “перевороту” своего класса;
  • распознать решения проблем, с помощью   применения “перевернутого класса” на практике;
  • рассмотреть сценарий для “перевернутого класса” на примере опыта.

 

Понятие «перевернутый класс»

Идея, перевѐрнутого класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на занятии, а не скучному записыванию материала за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме. Необходимо отметить, что возможности современного Интернет пространства практически безграничны. Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств, предлагается  широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Именно благодаря этим возможностям мне  пришла  идея использования технологии перевернутого обучения. Несмотря на тот факт, что родоначальники технологии предлагают ее использование на уроках естественнонаучного цикла, не существует единой модели перевернутого обучения, как не существует определенного направления деятельности для ее использования. Термин «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала. И это один из самых важных аспектов. В моей группе учеников 1 класса собраны очень разные учащиеся. Одним достаточно взглянуть на материал, а другие нуждаются во времени для его подробного изучения. При объяснении нового материала одни ребята еще ничего не поняли, а другие уже заскучали. Конечно же, нельзя исключить объяснения преподавателя полностью. Но предварительная подготовка обучающихся позволяет учителю вовлекать ребят в процесс разбора новой темы сразу же на практических заданиях. Тем самым, учащиеся становятся не пассивными слушателями  нового материала, а активными участниками по его разбору.

Предпосылки к «перевороту своего класса»

Так как участниками факультативных занятий являются ученики первого класса, находясь на подготовительной ступени к изучению английского языка во втором классе, а учебники «Английский в фокусе», рассчитаны, что дети обладают навыками чтения и письма, говорения и воспроизведения, возникает необходимость подготовки учеников к раннему  этапу изучения иностранного языка. Этот процесс требует особого внимания, так как цель программы: пробуждение интереса и формирование положительного отношения к английскому языку как средству общения.

Но следует учесть факт, что работы одного факультатива недостаточно и мы привлекаем внимание родителей к данному вопросу. И совместными усилиями создаем «перевернутый класс», в котором родители выступают проводниками между работой учителя и ученика в режиме Offline.

Проблемы, которые решает  технология “перевернутого класса” на практике

Наблюдая за дочерью, которая играет в школу, обращаю внимание на особенности в ее поведении, которые она выбирает, вживаясь в роль учителя: строгий взгляд, авторитарный стиль общения, постоянный призыв к порядку и тишине. Волей-неволей начинаешь задумываться о роли учителя.
Селестен Френе в книге «Педагогические инварианты» писал: «Основной заботой учителя должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям». Несмотря на то, что этой фразе около 70 лет, она не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. Роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, и заключается, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины.

Таким образом, выделяю решение следующих проблем:

  • изменение  стиля работы  педагога;
  • работа «на опережение» в получении знаний, как по изучению иностранного языка, так и в работе с ИКТ;
  • подготовка к изучению иностранного языка по типу «семейного воспитания» без границ;
  • знакомство с новой информацией в неформальной обстановке;
  • раннее выделение трудностей в обучении и их устранение;
  • тесная работа учителя и родителя;
  • привлечение работы родителей к работе с ИКТ не в ракурсе «социальные сети», а «совместная работа ребенка и родителя;

 

 

 

Сценарий для “перевернутого класса”

В своей деятельности учителя английского языка я использую технологию «перевернутого класса» в трех аспектах:

  • перед заданиями на аудирование (примитивный набор лексики),
  • при изучении грамматики,
  • при просмотре короткометражных мультфильмов на английском языке

Рассмотрим каждый из вариантов. Перед уроком, на котором предполагается задание на аудирование, учащиеся с родителями получают рекомендованное домашнее задание прослушать небольшой текст. При работе с текстами ребята должны найти все новые для себя слова. Во время классной работы учащиеся слушают этот же текст в более коротком изложении и выполняют не стандартные задания. Использование Voki (www.voki.com) позволяет сделать работу более интересной и забавной. Каждый ученик имеет возможность просмотреть объяснение новой грамматики на русском языке. Обычно я использую уже готовые материалы из Интернета, например, с сайта http://english03.ru/video-uroki для малышей. После этого обсуждение нового грамматического материала происходит уже в классе при выполнении упражнений по теме. Такой подход позволяет вовлечь учащихся в процесс изучения нового, превратить их из пассивных слушателей неинтересного материала в активных участников обучающего процесса. И, наконец, последний из апробированных мной способов применения технологии «перевернутый класс». Данный способ целесообразно использовать при просмотре мультфильмов на английском языке. Учащиеся смотрят заранее оговоренный по времени отрезок на английском языке у себя дома совместно с родителями. Цель просмотра  запомнить персонажей, адаптированные возрасту незнакомые слова, яркие моменты.

Выводы из опыта работы:

Как говорил Аристипп: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Создавая мастер-класс, я учитывала Государственный Стандарт Образования Донецкой Народной Республики, «Закон об Образовании», «Закон о внесении авторских программ  в перечень для использования на территории ДНР».

Применение технологии «перевернутый класс» — способствует тщательной работе по привлечению учеников + родителей к совместной  работе в инновационном режиме. Данное мероприятие является одним из пунктов программы «Антропоцентрической модели развития образования» концепции нашего МОУ «Школа — Семья»