Методика Монтессори

Методика Монтессори

Эта методика раннего развития названа в честь ее автора. Методика Монтессори разработана итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори (1870-1952гг). Марии не посчастливилось иметь своих детей, но, все же, именно детям посвятила она свою жизнь. Монтессори работала с детьми, имеющими отставание в развитии, ослабленными детьми.

Принцип ее методики заключается в погружении ребенка в развивающую обстановку. Главным действующим лицом является сам ребенок, его интерес, его потребности. Воспитатель (учитель) исполняет роль наблюдателя, помогает ребенку, по его просьбе. Поскольку методика Монтессори была направлена на слабых детишек, то все материалы, игры, пособия создавались «посильные», т.е. самые простые. Причем, ребенок выбирает занятие по душе, пробует себя во всех видах деятельности, не боясь совершить ошибку. Дети в группах разновозрастные (от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет). Младшие наблюдают за деятельностью старших, учатся у них, при необходимости, обращаются к учителю, но тихонько, не отвлекая других ребят от работы. Разговоры здесь не приняты, атмосфера в группе должна быть спокойной, рабочей, успокаивающей.

детский сад Монтессори

Методика Монтессори имеет ряд отличий от других методик раннего развития.

Во-первых, ребенок развивается самостоятельно в том темпе, который посилен ему, а не навязан преподавателем или другими детьми. В группах отсутствует дух соперничества, каждый занят своим делом.

Во-вторых, учитель не учит, а направляет деятельность ребенка, подсказывает, как сделать это САМОМУ.

В-третьих, это уникальный «Монтессори материал», на котором и строится весь метод. Это не игрушки, а педагогические пособия. «Монтессори материал» — это средство погружения ребенка в обучающую среду, с помощью которого ребенок постигает природные законы, развивает навыки, учится делать выводы, устанавливает причинно-следственные связи.

Для маленьких детей – это пособия для развития мелкой и крупной моторики, развития всех органов чувств.

Методика Монтессори

В сенсорном материале представлены разнообразные качества предметов: цвета, формы, размеры, текстура, вес, запахи, звуки и пр. В каждом предмете главенствует именно то качество, которое призвано завладеть детским вниманием, а все отвлекающее отброшено. Например, для различения объемов или размеров используются простые цилиндры или конусы, а для изучения формы — плоские геометрические фигуры, для изучения цвета — таблички из цветной бумаги или ткани.

Упражнения с сенсорными материалами направлены на структуризацию предметов в порядке убывания (возрастания) качества: от блеклого до самого насыщенного оттенка цвета, от самой гладкой до самой шероховатой поверхности и т.д.

Методика Монтессори

Для развития моторики и координации движений детям предлагаются дверцы с разными замочками и защелками, рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и пр.

Деткам постарше предлагаются более сложные игры: пазлы, головоломки, можно и посуду помыть, поиграть с водой или песком.

Сейчас методика получила большое распространение, можно сказать, стала модной. Открываются группы или целые детские сады, где используется методика Монтессори. Группы наполнены разнообразными пособиями. Весь «Монтессори материал» высокого качества изготовленный по патенту специалистами, соответственно и стоимость посещения такого детского садика выльется в копеечку.

Но есть в этой методике и недостатки. Главный из них – недостаток общения со сверстниками. Ребенок работает, погрузившись в себя, в свои ощущения. Не развивается навык общения, решения конфликтных ситуаций, развития речи. Не реализуется творческий потенциал ребенка: рисование, музыка, хореография отсутствует в группах Монтессори. Да и «продолжения» у такого детского сада нет. В школе дети столкнутся с «всесторонне развитыми» ребятишками, и отношения с учителем будут строиться по другому принципу.

Лучший выход – найти золотую середину, комбинировать виды деятельности.

 

Read more: http://pesochnizza.ru/rannee-razvitie/montessori#ixzz3voQJw7At