Методические рекомендации по организационно-нормативному регулированию внутришкольного контроля

Методические рекомендации
по организационно-нормативному
регулированию внутришкольного контроля

В настоящее время одним из направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы формирование систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ .
Для обеспечения введения государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ГОС ОО) необходимо создание и поддержание условий по целому ряду направлений, систематический мониторинг состояния данных условий становится неотъемлемой частью внутренних (внутриорганизационный) мониторингов. К числу показателей отнесены:
− организационное обеспечение введения ГОС;
− кадровое обеспечение введения и реализации ГОС;
− нормативное обеспечение введения и реализации ГОС;
− финансово-экономическое обеспечение введения и реализации ГОС;
− информационное обеспечение введения и реализации ГОС;
− материально-техническое обеспечение введения и реализации ГОС ОО.
Внутришкольный контроль (далее – ВШК) представляет собой системный процесс всестороннего изучения и анализа образовательного процесса в образовательной организации (далее – ОО) с целью координации его протекания в соответствии со стоящими перед ним задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.
Государственный образовательный стандарт общего образования является отражением социального заказа, выступает как общественный договор, призванный согласовать требования семьи, общества и государства к образованию, и представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы ступени общего образования (далее – ООП). Вот почему представление информации о реальном состоянии дел в ОО, выявление причин недостатков работы для исправления ситуации, оказание научно-методической помощи педагогам является особенно актуальным.
Работа образовательной организации в условиях реализации ГОС общего образования требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты ее деятельности.
Обновления содержания коснулись контрольных действий, реализующихся ВШК, направленных на:
− систему управления ОО;
− работу с кадрами;
− работу с обучающимися;
− финансово-экономическую и хозяйственную деятельности ОО;
− материально-техническое и информационное оснащение ОО;
− партнерское взаимодействие ОО. в условиях введения ГОС.
С целью осуществления организованного контроля руководитель ОО издает приказ на текущий учебный год «О внутришкольном контроле в МОУ в 20__/__ учебном году».
По результатам ВШК традиционно оформляются различные аналитические документы. Такого рода документацию легче составить, имея предварительно план-задание для проведения контроля по конкретным вопросам или направлениям деятельности.
По результатам контроля руководитель ОО издает приказ(ы), в котором прописывает ключевые моменты и закрепляет управленческие решения.
Таким образом, включение в число объектов (направлений) ВШК, описанных в ГОС новых образовательных результатов, новых форм организации образовательного процесса и условий, его обеспечивающих, а также самой системы управления ОО позволит сделать ВШК инструментом, реализующим принципы идеологии и философии современного управления, ориентированного на результат.

Приложение 1
______________________________________________________________________
(Наименование органа, принявшего документ)

Положение о системе внутренней оценки качества образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о системе внутренней оценки качества образования» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в МОУ «Школа № 00 города Донецка» (далее – Школа), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой локальный нормативный документ, разработанный в соответствии с нормативными актами ДНР и отдела образования администрации Кировского района города Донецка, Уставом школы и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в школе.
1.3. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов основных участников образовательного процесса.
1.4. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели внутренней системы оценки качества, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.5. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в т.ч. на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
− качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия результатов и образовательного процесса требованиям ГОС;
− критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта;
− оценка в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся;
− экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности;
− измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМ (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:
− системы внутренней оценки качества образования;
− общественно-профессиональной экспертизы качества образования;
− лицензирования;
− государственной аккредитации;
− государственной (итоговой) аттестации выпускников;
− внешнего мониторинга качества образования.
1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
− образовательная статистика;
− промежуточная и итоговая аттестация;
− мониторинговые исследования;
− социологические опросы;
− отчеты работников школы;
− посещение уроков и внеклассных мероприятий;
− данные электронного журнала.
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования
2.1. Целями внутренней системы оценки качества образования являются:
− формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
− получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
− предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
− принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
− прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются:
− формирование единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению;
− формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
− формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
− осуществление самообследования состояния развития и эффективности деятельности школы;
− определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
− определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг;
− обеспечение доступности качественного образования;
− оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
− определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения государственным стандартам;
− выявление факторов, влияющих на качество образования;
− содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
− определение рейтинга педагогов и стимулирующих доплат им;
− расширение общественного участия в управлении образованием в школе.
2.3. В основу внутренней системы оценки качества образования положены следующие принципы:
− объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
− реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
− открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
− доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
− рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
− оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
− инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
− минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с региональными аналогами;
− взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
− соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя администрацию школы, педагогический совет, методический совет школы, методические объединения учителей-предметников, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).
3.2. Администрация школы:
− формирует, утверждает приказом директора школы и контролирует исполнение блока локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования школы, и приложений к ним;
− разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы внутренней оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
− обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
− организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
− организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
− обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
− обеспечивает предоставление информации о качестве образования на окружной и городской уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);
− принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации внутренней системы оценки качества образования.
3.3. Методический совет школы и методические объединения учителей-предметников:
− участвуют в разработке методики оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
− содействуют подготовке работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
− проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
− готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет школы:
− содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;
− содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе;
− инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
− принимает участие:
• в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;
• в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
• в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в школе;
• в оценке качества и результативности труда работников школы, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами школы;
− содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
− заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в т.ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
− принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года.
4. Реализация внутренней оценки качества образования
4.1. Реализация внутренней оценки качества образования осуществляется на основе нормативных актов Донецкой Народной Республики, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметами внутренней системы оценки качества образования являются:
4.3.1. Качество образовательных результатов:
− предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т.ч. ГИА-9, 11 классы);
− метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);
− личностные результаты (включая показатели социализации учащихся);
− результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования (при наличии дошкольного отделения);
− здоровье учащихся (динамика);
− достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
− удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
4.3.2. Качество реализации образовательного процесса:
− основные образовательные программы (соответствие требованиям государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ГОС) и контингенту учащихся);
− дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
− реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ГОС);
− качество уроков и индивидуальной работы с учащимися;
− качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
− удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе.
4.3.3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
− материально-техническое обеспечение;
− информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);
− санитарно-гигиенические и эстетические условия;
− медицинское сопровождение и общественное питание;
− психологический климат в школе;
− использование социальной сферы микрорайона и города;
− кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
− общественно-государственное управление (совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
− документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития школы).
4.4. Внутренняя система оценки качества образования реализуется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.5. В качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение результатов деятельности школы, привлекаются ресурсы электронного журнала.
4.6. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы оценки качества образования показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.
4.7. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане внутренней системы оценки качества образования.
4.8. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
− основным потребителям результатов внутренней системы оценки качества образования;
− средствам массовой информации через публичный доклад директора школы;
− размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы.

Приложение 2
Шаблон приказа
«О внутришкольном контроле в 20__/__ учебном году»

ПРИКАЗ
00.00.0000 г. № 000

О внутришкольном контроле
в 20__/__ учебном году

В целях обеспечения эффективной реализации ГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования, в соответствии с годовым планом работы школы на 20__/__ учебный год
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить план внутришкольного контроля на 20__/__ учебный год (Приложение).
2. Заместителям директора _______________________________________
(Ф. И. О.)
обеспечить реализацию мероприятий по внутришкольному контролю в 20__/__ учебном году.
3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор Подпись Ф. И. О.

С приказом ознакомлены:

Приложение
от 00.00.0000 г. № 00

План внутришкольного контроля на 20__/__ учебный год
№ Объекты, содержание контроля Субъекты контроля Сроки выполнения контроля Форма подтверждения выполнения
I. Нормативно-правовое обеспечение введения ГОС
1. Система управления ОО.
Оценка состояния системы управления ОО.
Внесение изменений и дополнений в Устав ОО Администрация школы Июнь-август
20__ г. Наличие документа, приказ об утверждении
2. И т.д.
II. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС
1. Финансово-экономическая и хозяйственная деятельность ОО. Определение объема расходов, необходимых для реализации ООП Администрация школы, главный бухгалтер В течение года Информация об объемах расходов
2. И т.д.
III. Организационное обеспечение введения ГОС
1. Организация введения ГОС Заместитель руководителя по УВР Сентябрь 20__ г. Приказ о создании рабочей группы
2. И т.д.
IV. Информационное обеспечение введения ГОС
1. Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ГОС.
Оценка своевременности и соответствия требованиям ГОС информационных мероприятий ОУ Администрация школы В течение года Протокол общешкольного родительского собрания, протокол педагогического совета, размещение информации на сайте ОО
2. И т.д.
V. Материально-техническое обеспечение введения ГОС
1. Материально-техническая база ОО.
Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требованиям ГОС и республиканским требованиям к минимальной оснащенности учебного процесса Администрация школы, рабочая группа по введению ГОС В течение года Наличие плана
2. И т.д.

Приложение 3
Шаблон приказа
«О мероприятиях в рамках внутришкольного контроля реализации
ГОС начального общего образования в МОУ «Школа № 00 города Донецка»
в ______ 20__ года»
(месяц)

ПРИКАЗ
00.00.0000 г. № 000

О мероприятиях в рамках внутришкольного контроля реализации
ГОС начального общего образования в МОУ «Школа № 00 города Донецка»
в ______ 20__ года
(месяц)

В соответствии с годовым планом работы МОК «Школа № 00 города Донецка» на 20__/__ учебный год, планом внутришкольного контроля
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С целью обеспечения проведения в период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. обобщающего контроля по теме «Реализация основной образовательной программы начального общего образования в 1-м полугодии 20__/__ учебного года»:
• утвердить:
– план-задание (Приложение 1);
– состав комиссии в количестве ____ человек (Приложение 2);
• комиссии ____________________________ в срок до 00.00.0000 г. подготовить
(Ф. И. О. руководителя)
аналитическую справку по итогам контроля;
• в срок до 00.00.0000 г. заслушать аналитическую справку на _________________________________________.
(название организационного мероприятия)
2. С целью обеспечения проведения в период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. персонального контроля по теме «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся в урочной деятельности»:
• утвердить:
– план-задание (Приложение 3);
– состав комиссии в количестве ____ человек (Приложение 4);
• комиссии ____________________________ в срок до 00.00.0000 г. подготовить
(Ф. И. О. руководителя)
аналитическую справку по итогам контроля;
• в срок до 00.00.0000 г. заслушать аналитическую справку на _________________________________________.
(название организационного мероприятия)
3. С целью обеспечения проведения в период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. комплексного анализа деятельности по реализации основной образовательной программы начального общего образования:
• утвердить:
– план-задание (Приложение 5);
– состав комиссии в количестве ____ человек (Приложение 6);
• комиссии ____________________________ в срок до 00.00.0000 г. подготовить
(Ф. И. О. руководителя)
аналитическую справку по итогам контроля;
• в срок до 00.00.0000 г. заслушать аналитическую справку на _________________________________________.
(название организационного мероприятия)
4. Заместителю директора по УВР _____________________________ обеспечить
(Ф. И. О.)
выполнение контрольных процедур в соответствии с настоящим приказом.
5. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор Подпись Ф. И. О.

С приказом ознакомлены:

Приложение 5
Шаблон приказа
«О результатах внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Школа № 00 города Донецка»

ПРИКАЗ
00.00.0000 г. № 000

О результатах внутришкольного контроля реализации
основной образовательной программы начального общего образования
МОУ «Школа № 00 города Донецка»

На основании итогов контроля реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Школа № 00 города Донецка» на 20__/__ учебный год, осуществленного в соответствии с годовым планом работы на 20__/__ учебный год, планом внутришкольного контроля, приказом № 000 от 00.00.0000 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителю директора по УВР ___________________ в срок до 00.00.0000 г.:
(Ф. И. О.)
− рассмотреть и обсудить на педагогическом совете имеющиеся замечания;
− внести соответствующие изменения в ООП начального общего образования в разделы (указать);
− определить сроки повторного контроля.
2. Руководителю (председателю) методического объединения _______________________ в срок до 00.00.0000 г.: (перечислить необходимое).
(Ф. И. О.)
3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор Подпись Ф. И. О.

С приказом ознакомлены: