Концепция развития «Школы-семьи»

Концепция развития школы на основе инновационных технологий управления

 

 

Вступление

Стратегической целью политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, современным потребностям общества и каждого гражданина республики. Существующие проблемы  образования Донецкой Народной Республики требуют комплексного решения. Работа с новым государственным стандартом создала условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе современных технологий, и, как следствие, к новым образовательным результатам, отвечающим современным требованиям инновационной экономики, гражданского общества и конкурентоспособной личности, сформулированными  в виде основных приоритетов образовательной инициативы. Переход к стратегии инновационного развития, позволит более полно учитывать потребности современного общества. При этом развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса, абсолютным национальным приоритетом Донецкой Народной Республики. Без инновационных процессов, механизмов, технологий и социальных институтов невозможны позитивные изменения в образовательном учреждении, которые должны быть ориентированы  на новые образовательные результаты, новые социально значимые ценности, определяемые приоритетами национальной образовательной инициативы.

Нормативная база

При формировании Концепции будущего нашей школы на период с 2016-2026 год мы исходили из необходимости реализации Государственного образовательного стандарта от 6 августа 2015 года, приказов Министерства Образования и Науки ДНР, Закона «Об образовании», конституции ДНР, указов Главы Донецкой Народной Республики, Приказа управления образования администрации города Донецка от 15.08.2016 года № 387 «Об организации методической работы с педагогическими кадрами города Донецка в 2016-2017 учебном году»;  Приказа управления образования администрации города Донецка от 18.07.2016 года № 359 « О порядке формирования и функционирования территориальных инновационных площадок управления образования администрации города Донецка.

Стратегическая цель политики в области образования, выделенная нами на момент начала 2016 учебного года – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям опережающего развития инновационной деятельности, современным потребностям каждого гражданина нашей Республики.

Реализация этой цели предполагается в решении следующих приоритетных задач:

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями (инклюзивного образования)
  • Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей
  • Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи
  • Создание открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающих полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
  • Создание объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования
  • Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс компетентностного подхода (введение образовательных стандартов, освоение новых видов деятельности- проектных, творческих, исследовательских)
  • Развитие вариативности образовательных программ ( расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.
  • Совершенствование учительского корпуса;
  • Изменение школьной инфраструктуры;
  • Сохранение и укрепление здоровья школьников

 

  1. Анализ образовательной ситуации в школе

Информационная справка о школе:

На 01.09.2016 года численность учащихся в школе составляет 303, учителей — 30, технического и обслуживающего персонала — 13. Количество классов — 15, 1 ступень – 1- 4 классы), П ступень – 5-9 классы), Ш ступень – 10-11 классы. Учреждение работает по пятидневной рабочей неделей. Имеет следующую материально-техническую базу: спортзал, спортивную площадку, библиотеку с читальным залом на 15 мест, столовую на 100 мест, компьютерный класс (7 компьютеров), игровую и спальную комнаты для первоклассников. Количество кабинетов позволяет проводить занятия в одну смену. Школа имеет 3 современных телевизора, видеомагнитофон, ДVД — проигрыватель, сканер, принтер, компьютерное устройство. Средний возраст учителей 40 лет. Квалификационный уровень следующий: специалистов – 30%, П категория – 15%, 1 категория – 7,5%, высшее – 47,5%, имеют звание “Старший учитель” – 7,5%, “учитель методист” – 7,5%. Половой состав – 97% учителей-женщин. 30 % педагогического коллектива составляют выпускники школы. Школа принимает участие в  инновационном проекте на присвоение статуса территориальной площадки

 

Сведения об истории  школы

Школа была основана в 1934 году и имеет более чем 80-летнюю историю. Место нахождения школы (в шахтерском поселке), большое количество выпускников, которые стали учителями и вернулись в родную школу, родственные, соседские отношения между учениками и работниками школы, которые обусловлены атмосферой в поселке, расположенном далеко от центра города, постоянный состав педагогического коллектива, а сейчас и небольшое количество учеников в школе наложили свой отпечаток  на семейную атмосферу, которая уже много лет отличает школу от других учебных заведений. В школе уже много лет сохраняется традиция проведения Дня встречи с выпускниками, юбилеев учебного заведения, День памяти Павла Колодина, выпускника, комсорга школы, который погиб в годы Великой Отечественной войны, семейных праздников, Дней пожилых людей, Дня матери. Функционирует музей истории школы. С 2002 года выходит школьная газета “Двенадцать баллов”, создан видеофильм “Миг между прошлым и будущим».

В основу работы школы с первых дней ее существования возложена полное понимание и сотрудничество, которые нашли свое отражение в совместной организации творческой деятельности учителя, ученика и родителей, направленной на овладение всех компонентов культуры: знаний, опыта, деятельности, человеческих взаимоотношений, высокой нравственности.

 

Краткая характеристика учебно-воспитательной работы

С 2003 учебного года в учебном заведении апробируется переход старшей школы к профильному обучению. Учитывая то, что школа является однокомплектным учебным заведением, в 10 и 11 классе было открыто разнонаправленные профильные группы гуманитарного и естественно-математического направления. Разработана технология внедрения профильного обучения по плану однокомплектной старшей школы.

52% учителей внедряют в опыт своей работы интерактивные технологии, технологию ТРИЗ, проектную методику, технологию “мастерских”. Обобщен опыт учителей начальных классов, зарубежной литературы, русского языка и литературы, истории, биологии за этими технологиями, 35% имеют публикации в методических газетах и журналах. За последние 5 лет 40% учителей приняли участие в профессиональных конкурсах “Учитель года”, “Классный руководитель года”, “Мастер – педагог внешкольного образования”, “Лучший работник образования”, «45 минут славы», «Методический Шедевр», « Педагогический Х-фактор» и стали призерами и победителями районного, муниципального и республиканского  этапов конкурса. 3 учителя имеют авторские программы факультативных курсов. Вариативная составляющая нацелена прежде всего на учет образовательных запросов родителей и учащихся. Среди наиболее популярных факультативов:  факультативные занятия по этическому, правового направлению, а так же факультатива по английскому языку.

Пятый год в школе функционирует филиал МАН. 15 учащихся стали победителями районного этапа конкурса. Режим работы обеспечивает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Учащиеся имеют возможность заниматься в секции баскетбола, фольклорном и компьютерном кружках, пресс – центре, но небольшое количество часов на кружковую работу и отсутствие специалистов снижает качество воспитательной работы, посещение учащимися кружковых занятий в школе, что в значительной мере компенсируется за счет сотрудничества с домом культуры, спортивным комплексом, которые расположены в поселке.

               Принципы деятельности в воспитательной системе школы

Воспитание в школе формируется на реализации следующих принципов:

         Принцип гуманистической направленности воспитания — предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.

         Принцип природосообразности — предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё» ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя.

         Принцип культуросообразности — заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

         Принцип эффективности социального взаимодействия — предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

          Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции — предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.

         Принцип системности — утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы — взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.

         Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.

         Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.

         Принцип творческой самодеятельности.

         Принцип обратной связи.

         Принцип здравого смысла.

          Демократизм.

          Дисциплина и порядок.

                  Стимулирование и вознаграждение.

 

Деятельность:

  диагностическая,

  учебно-познавательная,

  трудовая,

  общественно-полезная,

  эстетическая,

  художественно-творческая,

  ценностно-ориентировочная,

  спортивно-оздоровительная,

  коррекционная.

Технологии:

  инновационные технологии,

  передовой педагогический опыт,

  методика коллективной творческой деятельности.

  компетентностный подход

  системно-деятельностный подход

  «Успешность каждого»

  «Своеобразие индивидуальности»

  «Педагогическая поддержка»

Общность людей:

  директор школы,

  заместители директора по учебной работе;

  заместитель директора по воспитательной работе;

  учителя и ученики;

  школьный педагог-организатор;

  социальный педагог;

  родители.

 

Конечная цель воспитательной деятельности

  В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно — деятельный подход, который: способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

  пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчества как учителя, так и ученика.

  Воспитательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, должен обеспечить:

  а)        мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному
освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

  б)        овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным
типами деятельности;

  в)        социальный успех и компетентность школьников в разных областях жизни.

 

 НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

  1. Традиции школы.

 

Данное направление обеспечивает процесс социализации учащихся в имитационном режиме. Оно призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитательной деятельности. В школе созданы такие модели социальности, которые формируют социальную рефлексию воспитанников, позволяют почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием школа. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого.

Традиционные дела являются так же местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги — школьники).

Традиционными в школе стали такие праздники:

  «Здравствуй, школа!» (День знаний, посвященный 1 сентября).

  Осенние праздники.

  День самоуправления (День ученика)

  День учителя

  Посвящение в первоклассники

  Новогодние шоу-программы.

  «Мисс школа».

  Месяц Мужества

  «Папа, и я — спортивная семья».

  Праздник «Последний звонок».

  Выпускной вечер.

  1. Направление «Спорт и  здоровье»

Главные идеи:

 сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей
человека;

 образ   жизни  человека,   отношение   к  своему   здоровью   определяет
здоровье будущих поколений;

 экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;

 социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;

 воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;

 стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.

Главная цель:

 Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи воспитания:

■    знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

■    создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

■    формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;

■    создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

■    способствовать  преодолению  вредных привычек учащихся  средствами физической культуры и занятием спортом.

При этом используются следующие формы:

†  беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;

†  спортивные конкурсы в классе, в масштабе всей школы;

†  общешкольные   встречи,   посвященные   физкультурному   движению   и спорту;

†  спортивно-исторические   и   географические   викторины;

†  конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;

†  фестивали туристической песни;

†  спортивные соревнования;

†  интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;

†  спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;

†   научные исследования учащихся по спортивной тематике;

†  читательские конференции по спортивной тематике;

†  День здоровья.

 

  1. Направление «Наука и образование»

Главные идеи:

 учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;

 формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;

 интеллектуальные возможности — это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;

 воспитание интеллекта — это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;

 здоровый интеллект — это умное поведение в самых различных и
непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

Формирование интеллектуальной компетенции, сознания учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

■    знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями
различных людей;

■    создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

■    поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

■    давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;

■    разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интел­лектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

При этом используются следующие формы:

† интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;

† интеллектуальные марафоны в классе, в школе;

† кружки по интересам;

† творческие конкурсы: на лучшую стенную газету, на лучший классный уголок, на лучшую эмблему класса, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;

† создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами классов, между командами учителей, учащихся и родителей);

† состязания изящной словесности;

† интеллектуальные викторины;

† предметные вечера;

† литературные гостиные;

† школы интеллектуального творчества;

† читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;

† экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;

† встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;

† часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.

† интеллектуальные конкурсы, олимпиады;

† предметные недели;

† дебаты и ток-шоу и др.

 

  1. Направление «Общение и досуг»

 

Главные идеи:

 формирование культуры общения учащихся, необходимости позитивного общения как со сверстниками, так и со взрослыми;

 передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;

 воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

 Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами,      для     проявления      инициативы      и     самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуаци­ях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи воспитания:

■    формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;

■    знакомить  учащихся  с  традициями  и  обычаями  общения  и  досуга различных поколений;

■    развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой  деятельности;

■    использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;

■    создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;

■    учитывать   возрастные   особенности  учащихся  для  развития   умения общаться, проводить свободное время;

■    демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

■    воспитывать   справедливое   отношение   учащихся   к   способностям   и талантам сверстников;

■    воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

■    оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;

■    способствовать    качественной   деятельности   школьных   внеклассных объединений;

■    предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка

■    в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

 

При этом используются следующие формы:

†   дискотеки  к  праздничным  и  памятным  датам,   к  юбилеям   школы,

педагогов, учащихся;

†   концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

†   чествования   спортсменов   школы,   учащихся-победителей   олимпиад,

†   конкурсов, турниров, конференций; сольные  концерты  учащихся,   выставки  картин,

†   коллекций        одежды, изделий, изготовленных собственными руками;

†   конкурсы состязания талантов;

†   дни творчества школы;

†   чествования именинников, семей, в которых растут таланты.

 

 

  1. Направление «Ученик — патриот и гражданин»

 

Главные идеи:

 формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

 поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей; воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;

 стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;

     понимание   учащимися   избранной   ими   программы   поведения   для  будущего       самоопределения.

Главные цели:

воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы,  своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;

формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству,

представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; о    признание ценности независимости и суверенности своего государства идругих государств.

Задачи воспитания:

■           формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

■           формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

■           обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

■           формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

■           воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

■           проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными по­ступками людей.

 

При этом используются следующие формы:

†  тематические классные часы;

†  встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

†  встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

†  конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

†  праздники получения паспорта, дня Конституции;

†  интерактивные  игры,  дебаты,  дискуссии  патриотической  и  правовой тематики;

†  конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;

†  походы,    праздники,   посвященные    правовой    и патриотической теме;

 

 

  1. Направление «Ученик и его нравственность»

 

Главные идеи:

 принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов  поведения  в  систему  собственных  ценностей,  знаний  и убеждений;

 предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;

 воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и

 самосовершенствовании;

 осознание    учащимися    необходимости    проявления    нравственного

 поведения  в   самых  непредвиденных  ситуациях,   сохранение  чувства

 собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

 практическое применение нравственных знаний и умений;

   проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и

 будущее близких и родных ему людей.

Главная цель:

 Воспитание   нравственного   человека,   способного   к   принятию   ответ­ственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

■                      создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

■                      знакомить  учащихся  с  нравственными законами и поступками пре­дыдущих поколений;

■                      изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

■                      развивать    у   учащихся   потребность    в    совершении   нравственных поступков;

■                      создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

■                      способствовать приобретению положительного нравственного опыта и  преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

■                      создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

При этом используются следующие формы:

†  спецкурсы по нравственной тематике;

†  тематические классные часы;

†  тренинги нравственного самосовершенствования;

†  экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, села;

†  дискуссии по нравственной тематике;

†  поисковая работа, создание экспозиций в музее;

†  шефская работа;

†  изучение духовно-нравственных дисциплин;

†  праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;

†  клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

  1. Направление «Ученик и его семья»

Главные идеи:

♦       семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

♦       ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

♦       ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

♦       школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

 

Главная цель:

Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

■       создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

■       позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

■       преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

■       способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

■       создавать условия для духовного общения детей и родителей;

■       создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

При этом используются следующие формы:

†   тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи
(например,  «Откуда начинается мой род»,   «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);

†  праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому»);

†  спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

†  клубы общения «Родители и дети»;

†  встречи трех поколений;

†  праздники — Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;

†  тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

†  походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

†  дни творчества, дни открытых дверей.

Проблемный анализ процесса воспитания в стране и школе.

Выход на создание модели “Школы – семьи”.

Анализ проблем современного процесса воспитания в республике  и в школе (как отражение общенациональных в рамках одного учебного заведения) позволяет выделить следующее:

  • идеологическом стержнем прошлой политики образования до настоящего времени еще не найдено достойной и действенной замены, что привело к идейной дезориентации общества, отсутствии идеалов в воспитании, идейным и экстремистским проявлением, особенно в молодежной среде. Пути решения проблемы: в качестве стержневой ценности современного общества могла бы стать национальная идея, необходимость общей национальной идентификации граждан Республики и национального самоопределения.
  • нестабильная политическая ситуация, угроза общественного беспорядка, терроризма приводит к столкновению религиозных, этнических, языковых предпочтений граждан многонациональной страны

Пути решения проблемы: воспитание межрелигиозной, межрасовой, межэтнической толерантности, осознание на государственном уровне, что “образование – наша национальная безопасность”.

  • следствие традиционной советской образовательной системы про осознание того, что ведущая роль в образовании принадлежит педагогу. Неумение и нежелание педагогов менять приоритеты. Отсутствие системы подготовки классных руководителей, менеджеров по вопросам воспитания. Использование педагогами авторитарных методов в педагогической деятельности

Пути решения проблемы: осознание педагогами, что главная ценность педагогической культуры – ребенок, устранение авторитарного стиля, гуманизация воспитания.

  • социально – экономические преобразования в современном обществе углубили социальную и моральную нестабильность большой части семей. Некоторые семьи не имеют возможности для удовлетворения разнообразных запросов ребенка и той внутренней культуры, без которой не может быть духовного единства между родителями и детьми. В обществе (в школе) растет процент неполных, асоциальных семей. Кроме того бедность большей части населения, нестабильность экономической ситуации, отсутствие полноценного социальной защиты, неуверенность в будущем заставляет граждан выезжать на работу за границу, что в значительной степени отражается на ребенке, ее эмоционально – психологическом состоянии, затрудняет процесс воспитания. Но и в полных обеспеченных семьях дети в связи с постоянной занятостью родителей чувствуют себя одиноко (социально-педагогические исследования показали, что уже в начальной школе более 70% детей глубоко одинокие). Все это порождает проблему социального сиротства. Усугубляет проблему то, что наличие телефонов доверия, кабинетов психоаналитиков для детей наблюдается лишь в крупных городах.

Пути решения проблемы: осознавая то, что личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокую качественную своеобразность, которая вряд ли может быть заменена школой и другими институтами общественного воспитания, но учитывая проблему социального сиротства, деградации семьи как главной ячейки общества, попытаться создать модель школы – семьи, основной миссией которой будет как семейное воспитание, свободное от формализма и авторитаризма, умение педагогов приблизить окружение в школе до семейного, так и влияние школы на привнесение в атмосферу семей, в которых воспитываются дети, общественных ценных стимулов и мотивов

Формирование образа школы – семьи

как основы Концепции развития учебного заведения

Основная цель школы-семьи – социальное воспитание, становление личности. Школа – семья должна обеспечить выполнение ряда социальных функций.

А именно:

— воспитательное – социализация молодого поколения;

— хозяйственно-бытовая – поддержка физического здоровья школьников и педагогов – членов семьи, помощь младшим и престарелым;

— экономической – получение возможности заработка материальных средств каждым членом семьи, материальная поддержка тех, кто нуждается;

— социальный контроль – ответственность членов школы – семьи за поведение каждого в обществе, в разных сферах деятельности, обязанности между педагогами и детьми, старшего поколения за младшее;

— духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

— социально-статусной – предоставление членам семьи определяющего социального положения в обществе;

— досуговой – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

— эмоционально – психологическая защита каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии;

— жизненной – подготовка к жизни, развитие самостоятельности, творческих способностей, помощь в развитии, самоопределении и самореализации.

В основу концепции школы – семьи положена идея личностно-социального воспитания, главными механизмами которого являются, во-первых, персонализированные (личностные) и, во-вторых, социально-ориентированные отношения, которые представляют коллектив как гуманное организованное сообщество. Эффективное воспитание осуществляется в особого рода сообществе – коллективе – семье. Коллектив – семья выступает как “поле” для развития в воспитанников опыта “быть личностью”, создает благоприятные условия для индивидуального развития каждого члена семьи, так и для его социализации.

Исходя из вышеизложенного формируются следующие группы задач, связанные с миссией школы:

Формирование особого среды – родового гнезда, организация уклада, образа жизни школы — семьи

  • содействие осознанию каждым членом коллектива ведущей идеи школы
  • создание семейной атмосферы (отсутствие формализма и авторитаризма, создание атмосферы взаимопомощи, взаимопонимания, личностной ценности каждого члена семьи)
  • изменение приоритетов деятельности школьных служб в связи с новой миссией школы, а именно: изменение статуса “школьный врач” на “семейный врач”, “школьный повар” на “домашний повар”, “директор школы” глава семьи”, “класс” на семью” и др.
  • формирование демократического стиля организации жизни в школе – семье, организация внутрисемейного общения на демократической основе
  • формирование и закрепление традиций школы – семьи
  • организация целесообразного режима функционирования школы – семьи (разработка правил по организации различных аспектов жизни семьи: распределение рабочего времени воспитанников, время сна (для первоклассников), отдыха, трудовой деятельности и др.)
  • создание семейных атрибутов (фотоальбомов, дневников поколений, семейных хроник, видеотеки и др.)
  • создание нового интерьера учебного заведения, оформление школы согласно новым представлениям о дизайне и дух школы – семьи
  • обеспечение открытости школы – семьи, конструктивного взаимодействия с обществом

 

Формирование коллектива учителей, готовых к реализации Концепции

  • создание образа учителя – носителя образцу поведения
  • обеспечение постоянного развития семьи и характера отношений между ее членами
  • ссылки в педагогической деятельности на основные принципы воспитания в семье, а именно: принцип меры в воспитании, личного примера, требования к человеку и уважения к нему, диалогичности, опоры на положительное, красоту и чувство
  • обеспечение постоянного профессионального роста каждого педагога
  • воплощение передового педагогического опыта по проблемам воспитания
  • ориентация самообразовательной деятельности педагогов на постоянное обновление знаний по вопросам обучения и воспитания
  • популяризация опыта деятельности школы-семьи через проведение семинаров, организацию публикаций творческих работ учителей
  • совершенствование системы методической работы

 

Развитие ключевых компетентностей школьников

 

  • направление образовательной деятельности учебного заведения на достижение учащимися качеств, определенных “Моделью выпускника школы – семьи”
  • обеспечение овладения учащимися каждого ступени обучения набор ключевых компетентностей согласно возраста и преемственности между всеми звеньями образования
  • обеспечение становления и развития индивидуально-личностного жизнетворчества, жизненного проекта каждого ученика

 

Основные направления взаимодействия семьи и школы – семьи

 

  • осознание родителями ведущей идеи школы
  • осуществление тесного взаимодействия между родителями и учителями с целью влияния на развитие личности ребенка
  • создание атмосферы сотрудничества и сближения двух систем – учебного заведения и семьи
  • гуманизация отношений учитель-родители, родители дети,

учитель ребенок

  • создание системы всеобуча родителей по проблемам воспитания
  • привнесение в семьи, в которых воспитываются дети, общественных ценных стимулов и мотивов
  • привлечение родителей к управлению образовательным учреждением через работу Совета школы, родительского комитета, участия в семинарах, конференциях Обеспечение качественного образования
  • совершенствование учебного плана, его ориентация на требования Государственного стандарта, образовательные проблемы социума
  • переосмысление роли знаний в современном обществе, а именно определение их второстепенного значения в чистом виде перед умением учеников искать, использовать, создавать необходимое знание
  • формирование у учащихся навыков переноса образовательных результатов (знаний, умений и навыков) за пределы учебно-воспитательного процесса в реальную жизнь, которое является многофакторным и более проблемным полем, чем учебная аудитория
  • обеспечение подлинной индивидуализации и дифференциации обучения во имя развития личности
  • усиление деятельностной направленности и творческой составляющей обучения
  • обеспечение вариативности образования
  • обеспечение преемственности и перспективности содержания обучения
  • обеспечение оптимального сочетания базового и профильного образования
  • овладение каждым учеником важным культурным опытом, знаниями, умениями и навыками, которые составят основу его жизненной компетентности
  • обеспечение народоведческой направленности обучения

 

 

 

Система воспитания

  • создание гуманной среды школы – семьи, “поле” для становления личности
  • создание процесса взаимодействия воспитателя и воспитанника на основе взаимообогащения личностей
  • осознание педагогами важности сочетания в воспитании процесса социализации личности и развития ее индивидуальности, единства личности и сообщества
  • использование гуманистических методов воспитания: побуждение к рефлексии, моральной сотрудничества, свободы выбора, ситуации “творения добра”, ситуации успеха
  • организация в коллективе-семье гармоничного комплекса различных видов жизнедеятельности (учебной, культурной, бытовой и др.)
  • обеспечение постоянного развития коллектива школы – семьи, богатства эмоционального, духовного, творческого жизни
  • приобретение учеником в процессе школьного образования жизненного опыта
  • воспитание в учащихся “чувства гнезда”
  • доверенность воспитанников к системе национальных ценностей Совершенствование системы управления
  • перевод учебного заведения из режима функционирования к режиму развития
  • модернизация структуры управления
  • обновление управленческой вертикали в связи с реализацией Концепции, оптимальное распределение функциональных обязанностей между членами администрации
  • переход к общественно-общественной системы управления
  • направления управленческой деятельности на развитие инноваций и ориентация на получение конкретных результатов

 

Содержание учебно – воспитательного процесса

Урок – одна из основных форм воспитательного процесса

Особенностью учебно – воспитательного процесса в школе – семье является осознание каждым членом педагогического коллектива, единства учебного и воспитательного процессов, их взаимодействия. В связи с этим урок рассматривается как важнейший воспитательный мероприятие, одна из основных форм воспитательного процесса. Таким образом, основа воспитательного процесса в школе – семье – две составляющие: урок и воспитательное мероприятие. Содержание каждой составляющей заключается в реализации двух компонентов, которые педагог должен обеспечивать: деятельности и общения.Педагог должен обеспечить реализацию воспитательного потенциала на каждом уроке, кроме выполнения дидактической и разливательной воспитательной цели, быть образцом для учеников, нести позитив, своим внешним видом, манерой общения доказывать пример воспитанности, быть носителем высоких моральных качеств.

Обеспечение качественного образования

Специфической особенностью учебно – воспитательного процесса является получение качественного образования. Модели учебно – воспитательного процесса строятся для каждой параллели и класса на основе многокомпонентного, вариативного содержания образования, возрастных и индивидуально – личностных норм развития учащихся, применение личностно-ориентированных педагогических технологий: интерактивных, технологий ТРИЗ, критического мышления, компьютерной поддержки обучения, диагностических и стимулирующих форм самоконтроля, взаимоконтроля, административного контроля и внешней экспертизы.

Формирование коллектива учителей, готовых к реализации Концепции

  • создание образа учителя – носителя образцу поведения
  • обеспечение постоянного развития семьи и характера отношений между ее членами
  • ссылки в педагогической деятельности на основные принципы воспитания в семье, а именно: принцип меры в воспитании, личного примера, требования к человеку и уважения к нему, диалогичности, опоры на положительное, красоту и чувство
  • обеспечение постоянного профессионального роста каждого педагога
  • воплощение передового педагогического опыта по проблемам воспитания
  • ориентация самообразовательной деятельности педагогов на постоянное обновление знаний по вопросам обучения и воспитания
  • популяризация опыта деятельности школы-семьи через проведение семинаров, организацию публикаций творческих работ учителей
  • совершенствование системы методической работы

Развитие ключевых компетентностей школьников

 

  • направление образовательной деятельности учебного заведения на достижение учащимися качеств, определенных “Моделью выпускника школы – семьи”
  • обеспечение овладения учащимися каждого ступени обучения набор ключевых компетентностей согласно возраста и преемственности между всеми звеньями образования
  • обеспечение становления и развития индивидуально-личностного жизнетворчества, жизненного проекта каждого ученика

 

Модель выпускника школы

 

Выпускник – это личность, обладающая необходимыми компетенциями для гибкой адаптации в условиях скоростного мира, способная находить в нем свое место, за счет умения критически мыслить, целенаправленно действовать и отличать добро от зла на основе сформированных у нее, посредствам личного опыта добротворчества, инвариантных ценностных ориентиров.

 

Цель практической работы, таким образом – создание условий для формирования каждой из семи компетенций.

 

  1. ПОТЕНЦИАЛ РАЗУМА(интеллектуальная компетентность)- способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться, адаптироваться к скоростному информационному потоку современного мира.
  2. ПОТЕНЦИАЛ ВОЛИ (личностная компетентность)-способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.
  3. ПОТЕНЦИАЛ ЧУВСТВ(эмоциональная компетентность)способность человека понимать и конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно признавать чувства других.
  4. ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛА (физическая компетентность)— способность развивать физическую составляющую здоровья, «о-созновать» собственную телесность как свойство личности.
  5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (социальная компетентность)— способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Пять лепестков цветка объединены в центре шестым потенциалом, который по существу питает их.

  1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (креативная компетентность)— способность человека к созидающей активности, стремление творчески самовыражаться в жизнедеятельности.

Для развития всему живому нужны небо и корни. Сама атмосфера формирования Цветка Потенциалов и его первоэлементы содержатся в духовном потенциале.

  1. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (компетенция добротворчества) — способность развивать духовную природу человека, выражать высшие ценности в делах.

 

Принцип построения нами образа выпускника – осознание «зоны ближайшего развития ребенка» для предложения ученикам адекватной воспитывающей образовательной среды на каждой ступени обучения. Что значит адекватной? Форма подачи «пищи впечатлений» и организации опыта проживания необходимых состояний для формирования в ребенке ценностной и деятельностной культуры, необходимой для адаптации в жизни будет разной для разных возрастов и групп. Использован компетентностный подход ввиду нашей убежденности в неотрывности воспитания и обучения. Образ выпускника на наш взгляд  должен с одной стороны соответствовать его возрастным возможностям, не быть идеалистичным по отношению к возрасту, с другой стороны должен обозначать «зону ближайшего развития». Это в какой-то степени идеальный образ в контрольных точках, которому мог бы соответствовать среднестатистический ученик. Однако естественная неравномерность развития детей предполагает, не стопроцентное достижение такого результата в целом по параллелям выпускников каждой ступени.

Присутствие в данной модели как интеллектуальных, личностных так и мировоззренческих элементов обеспечивает целостный, системный взгляд на конечную цель Воспитывающей Образовательной Системы – развитие Жизненной Компетентности учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.

 

Формулировка миссии нашей школы содержит так же понятие «сопровождение». Для нас образование – это, прежде всего процесс самоконструирования. Задача школы предоставить возможности для позитивного роста, саморазвития юного человека и взрослых, находящихся рядом с ним. В соответствии с нашим пониманием миссии школы, основной целью ее развития является:

Создание открытой динамической модели Воспитывающей Образовательной Системы школы, способной обеспечить достаточные условия для формирования всех необходимых компетенций выпускников каждой ступени обучения, определяющих  их целостную адаптацию к условиям современного мира.

 

 

 

Основные заповеди члена школы – семьи

  1. Люби свою родину, помни, откуда ты родом
  2. Делай хорошо!
  3. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе
  4. Будь милосердным, уважай старость, помогай малым, тем, кто нуждается в защите
  5. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям
  6. Помни, что только в труде величие человека
  7. Уважай каждого члена семьи, воспринимай людей такими, какие они есть. Ищи хорошее в человеке.
  8. Бойся обидеть, люби и прощай людям.
  9. Будь бережливым, рачительным хозяином в своем доме.
  10. Улыбайся, потому что улыбка украшает.
  11. В минуты отчаяния не губы веры в себя. Верь в свой ум, талант, сердце.

Учитывая то, что в основу воспитательного процесса положена идея личностно-социального воспитания, а коллектив – семья рассматривается как гуманное организованное сообщество, наличие духа внутри среды, вызванного произведенными в совместной деятельности взрослыми и детьми правилами (Заповедями), имеет большое воспитательное значение. Каждый участник учебно-воспитательного процесса имеет уникальную возможность чувствовать органическую связь с сообществом, себя частицей целого, принадлежность к коллективу и личностную значимость для него, потому что школа – самое удобное место для единения, а этика – лучшее средство для этого. Кроме того, опыт ценностных отношений, приобретенных в школе – семье, очень важен для формирования жизненной компетентности учащихся, подготовки к жизни в семье и социуме.

Ориентированный индивидуальный план самосовершенствования ученика

  1. Умственное воспитание (развитие памяти, мышления, внимания, фантазии, коммуникативных способностей)
  2. Воспитание силы воли (отказ от лени, плохих привычек)
  3. Соблюдение режима дня
  4. Занятия спортом, гигиеной тела, закалка
  5. Изучение одного из видов искусств
  6. Перечень книг, которые необходимо прочитать
  7. Овладение методами самопознания, средствами саморазвития (убеждение, внушение, упражнения, техника быстрого чтения, тренировка)

Управление программой “Я – личность” возложена на школьного психолога. Он в начале года проводит диагностику развития памяти, мышления, внимания, фантазии, коммуникативных способностей учащихся, вместе с классными руководителями помогает  школьникам создать индивидуальные планы самосовершенствования, консультирует педагогов по вопросам детской психологии, воспитания, тонко и тактично отслеживает результаты и направляет развитие учащихся, вносит психокорективи.

Классный руководитель выполняет значительную организаторскую работу: ведет классные часы, занятия по выработке планов самореализации, знакомит с планами самосовершенствования известных людей, помогает подростками составить характеристики на себя и товарищей за помощью сочинений “Каким я представляю себя”.

Таким образом, воспитательная система школы представлена двумя компонентами: живой гуманистической этики и совокупности шести воспитательных идей, каждая из которых закреплена в целевых комплексных программах.

 

Воспитательная идея Целевая комплексная программа Руководитель программы
Идея развития и самосовершенствования “Я – личность” Заместитель директора по УВР

Воеводина А.Н.

Идея утверждения культа труда «Школа – сад» Заместитель директора по УВР Лапко И.В.
Идея очеловечивания «Я – Человек» Педагог – организатор

Андреева Т.В.

 

Идея «чувства гнезда» «Родовод» Заместитель директора по УВР Лапко И.В.
Идея ответственности за сохранение и укрепление здоровья «Здоровье» Заместитель директора по УВР Лазаренко Н.А.
Идея жизненных фаз и традиций «Жизнедеятельность» Заместитель директора по ВР

Реализация всех целевых программ обеспечивает системный, деятельностный подход к воспитанию учащихся и направляет деятельность педагогического коллектива на достижение учащимися качеств, определенных “Моделью выпускника школы – семьи”.

 

В школе – семье создан коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого за решение задач, стоящих перед учебным заведением в связи с новой миссией. Управление должно осуществляться на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.

Переход школы в режим развития обеспечивает созданием банка информации, который постоянно обновляется. Исходя из этого строится анализ, постановка целей, планирование и организация работы, контроль, регулирование и коррекция. Эти функции осуществляются во всех звеньях и каждым членом коллектива. Они обуславливают надежные горизонтальные и вертикальные связи между подсистемами. Т.ч. внутреннее управление в идеале представляет собой целенаправленное непрерывное взаимодействие, сотрудничество руководителей школы со всеми участниками учебно-воспитательного процесса для достижения цели.

В школе формируется родительский комитет, Совет школы. Высшим органом управления является конференция, которая проводится 2 раза в год.

Постоянно работающим коллегиальным органом является педагогический совет.

В основе управления – принцип доверия к людям. Большое внимание  уделяться гласности всех школьных процессов, изменений через совещания, собрания, конференции, объявления и тому подобное. В мае – июне директор отчитывается перед педагогическим коллективом, сообществом о своей работе.

Перевод отношений в плоскость сотрудничества, отказа от формулы “Начальник всегда прав!”, создание условий для конструктивной критики и самокритики, уважительного отношения к мнению другого – основа эффективного управления.

Система управления будет иметь практический характер субъект – субъектных отношений на всех ступенях структуры управления.

Концепция школы – семьи будет реализована при условии осознания каждым членом педагогического коллектива и миссии школы и направлению усилий на ее выполнение.