Концепция развития школы на основе инновационных технологий управления
Вступление
Стратегической целью политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, современным потребностям общества и каждого гражданина республики. Существующие проблемы образования Донецкой Народной Республики требуют комплексного решения. Работа с новым государственным стандартом создала условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе современных технологий, и, как следствие, к новым образовательным результатам, отвечающим современным требованиям инновационной экономики, гражданского общества и конкурентоспособной личности, сформулированными в виде основных приоритетов образовательной инициативы. Переход к стратегии инновационного развития, позволит более полно учитывать потребности современного общества. При этом развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса, абсолютным национальным приоритетом Донецкой Народной Республики. Без инновационных процессов, механизмов, технологий и социальных институтов невозможны позитивные изменения в образовательном учреждении, которые должны быть ориентированы на новые образовательные результаты, новые социально значимые ценности, определяемые приоритетами национальной образовательной инициативы.
Нормативная база
При формировании Концепции будущего нашей школы на период с 2016-2026 год мы исходили из необходимости реализации Государственного образовательного стандарта от 6 августа 2015 года, приказов Министерства Образования и Науки ДНР, Закона «Об образовании», конституции ДНР, указов Главы Донецкой Народной Республики, Приказа управления образования администрации города Донецка от 15.08.2016 года № 387 «Об организации методической работы с педагогическими кадрами города Донецка в 2016-2017 учебном году»; Приказа управления образования администрации города Донецка от 18.07.2016 года № 359 « О порядке формирования и функционирования территориальных инновационных площадок управления образования администрации города Донецка.
Стратегическая цель политики в области образования, выделенная нами на момент начала 2016 учебного года – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям опережающего развития инновационной деятельности, современным потребностям каждого гражданина нашей Республики.
Реализация этой цели предполагается в решении следующих приоритетных задач:
- Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями (инклюзивного образования)
- Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи
- Создание открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающих полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
- Создание объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования
- Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс компетентностного подхода (введение образовательных стандартов, освоение новых видов деятельности- проектных, творческих, исследовательских)
- Развитие вариативности образовательных программ ( расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.
- Совершенствование учительского корпуса;
- Изменение школьной инфраструктуры;
- Сохранение и укрепление здоровья школьников
- Анализ образовательной ситуации в школе
Информационная справка о школе:
На 01.09.2016 года численность учащихся в школе составляет 303, учителей — 30, технического и обслуживающего персонала — 13. Количество классов — 15, 1 ступень – 1- 4 классы), П ступень – 5-9 классы), Ш ступень – 10-11 классы. Учреждение работает по пятидневной рабочей неделей. Имеет следующую материально-техническую базу: спортзал, спортивную площадку, библиотеку с читальным залом на 15 мест, столовую на 100 мест, компьютерный класс (7 компьютеров), игровую и спальную комнаты для первоклассников. Количество кабинетов позволяет проводить занятия в одну смену. Школа имеет 3 современных телевизора, видеомагнитофон, ДVД — проигрыватель, сканер, принтер, компьютерное устройство. Средний возраст учителей 40 лет. Квалификационный уровень следующий: специалистов – 30%, П категория – 15%, 1 категория – 7,5%, высшее – 47,5%, имеют звание “Старший учитель” – 7,5%, “учитель методист” – 7,5%. Половой состав – 97% учителей-женщин. 30 % педагогического коллектива составляют выпускники школы. Школа принимает участие в инновационном проекте на присвоение статуса территориальной площадки
Сведения об истории школы
Школа была основана в 1934 году и имеет более чем 80-летнюю историю. Место нахождения школы (в шахтерском поселке), большое количество выпускников, которые стали учителями и вернулись в родную школу, родственные, соседские отношения между учениками и работниками школы, которые обусловлены атмосферой в поселке, расположенном далеко от центра города, постоянный состав педагогического коллектива, а сейчас и небольшое количество учеников в школе наложили свой отпечаток на семейную атмосферу, которая уже много лет отличает школу от других учебных заведений. В школе уже много лет сохраняется традиция проведения Дня встречи с выпускниками, юбилеев учебного заведения, День памяти Павла Колодина, выпускника, комсорга школы, который погиб в годы Великой Отечественной войны, семейных праздников, Дней пожилых людей, Дня матери. Функционирует музей истории школы. С 2002 года выходит школьная газета “Двенадцать баллов”, создан видеофильм “Миг между прошлым и будущим».
В основу работы школы с первых дней ее существования возложена полное понимание и сотрудничество, которые нашли свое отражение в совместной организации творческой деятельности учителя, ученика и родителей, направленной на овладение всех компонентов культуры: знаний, опыта, деятельности, человеческих взаимоотношений, высокой нравственности.
Краткая характеристика учебно-воспитательной работы
С 2003 учебного года в учебном заведении апробируется переход старшей школы к профильному обучению. Учитывая то, что школа является однокомплектным учебным заведением, в 10 и 11 классе было открыто разнонаправленные профильные группы гуманитарного и естественно-математического направления. Разработана технология внедрения профильного обучения по плану однокомплектной старшей школы.
52% учителей внедряют в опыт своей работы интерактивные технологии, технологию ТРИЗ, проектную методику, технологию “мастерских”. Обобщен опыт учителей начальных классов, зарубежной литературы, русского языка и литературы, истории, биологии за этими технологиями, 35% имеют публикации в методических газетах и журналах. За последние 5 лет 40% учителей приняли участие в профессиональных конкурсах “Учитель года”, “Классный руководитель года”, “Мастер – педагог внешкольного образования”, “Лучший работник образования”, «45 минут славы», «Методический Шедевр», « Педагогический Х-фактор» и стали призерами и победителями районного, муниципального и республиканского этапов конкурса. 3 учителя имеют авторские программы факультативных курсов. Вариативная составляющая нацелена прежде всего на учет образовательных запросов родителей и учащихся. Среди наиболее популярных факультативов: факультативные занятия по этическому, правового направлению, а так же факультатива по английскому языку.
Пятый год в школе функционирует филиал МАН. 15 учащихся стали победителями районного этапа конкурса. Режим работы обеспечивает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Учащиеся имеют возможность заниматься в секции баскетбола, фольклорном и компьютерном кружках, пресс – центре, но небольшое количество часов на кружковую работу и отсутствие специалистов снижает качество воспитательной работы, посещение учащимися кружковых занятий в школе, что в значительной мере компенсируется за счет сотрудничества с домом культуры, спортивным комплексом, которые расположены в поселке.
Принципы деятельности в воспитательной системе школы
Воспитание в школе формируется на реализации следующих принципов:
Принцип гуманистической направленности воспитания — предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.
Принцип природосообразности — предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё» ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя.
Принцип культуросообразности — заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип эффективности социального взаимодействия — предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции — предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.
Принцип системности — утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы — взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.
Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.
Принцип творческой самодеятельности.
Принцип обратной связи.
Принцип здравого смысла.
Демократизм.
Дисциплина и порядок.
Стимулирование и вознаграждение.
Деятельность:
диагностическая,
учебно-познавательная,
трудовая,
общественно-полезная,
эстетическая,
художественно-творческая,
ценностно-ориентировочная,
спортивно-оздоровительная,
коррекционная.
Технологии:
инновационные технологии,
передовой педагогический опыт,
методика коллективной творческой деятельности.
компетентностный подход
системно-деятельностный подход
«Успешность каждого»
«Своеобразие индивидуальности»
«Педагогическая поддержка»
Общность людей:
директор школы,
заместители директора по учебной работе;
заместитель директора по воспитательной работе;
учителя и ученики;
школьный педагог-организатор;
социальный педагог;
родители.
Конечная цель воспитательной деятельности
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно — деятельный подход, который: способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчества как учителя, так и ученика.
Воспитательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, должен обеспечить:
а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному
освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным
типами деятельности;
в) социальный успех и компетентность школьников в разных областях жизни.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Традиции школы.
Данное направление обеспечивает процесс социализации учащихся в имитационном режиме. Оно призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитательной деятельности. В школе созданы такие модели социальности, которые формируют социальную рефлексию воспитанников, позволяют почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием школа. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого.
Традиционные дела являются так же местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги — школьники).
Традиционными в школе стали такие праздники:
«Здравствуй, школа!» (День знаний, посвященный 1 сентября).
Осенние праздники.
День самоуправления (День ученика)
День учителя
Посвящение в первоклассники
Новогодние шоу-программы.
«Мисс школа».
Месяц Мужества
«Папа, и я — спортивная семья».
Праздник «Последний звонок».
Выпускной вечер.
- Направление «Спорт и здоровье»
Главные идеи:
сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей
человека;
образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет
здоровье будущих поколений;
экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
Главная цель:
Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
■ знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
■ создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
■ формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
■ создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
■ способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
При этом используются следующие формы:
† беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
† спортивные конкурсы в классе, в масштабе всей школы;
† общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;
† спортивно-исторические и географические викторины;
† конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;
† фестивали туристической песни;
† спортивные соревнования;
† интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
† спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;
† научные исследования учащихся по спортивной тематике;
† читательские конференции по спортивной тематике;
† День здоровья.
- Направление «Наука и образование»
Главные идеи:
учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;
интеллектуальные возможности — это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
воспитание интеллекта — это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
здоровый интеллект — это умное поведение в самых различных и
непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
Формирование интеллектуальной компетенции, сознания учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
■ знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями
различных людей;
■ создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
■ поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
■ давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
■ разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.
При этом используются следующие формы:
† интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
† интеллектуальные марафоны в классе, в школе;
† кружки по интересам;
† творческие конкурсы: на лучшую стенную газету, на лучший классный уголок, на лучшую эмблему класса, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
† создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами классов, между командами учителей, учащихся и родителей);
† состязания изящной словесности;
† интеллектуальные викторины;
† предметные вечера;
† литературные гостиные;
† школы интеллектуального творчества;
† читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;
† экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
† встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;
† часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.
† интеллектуальные конкурсы, олимпиады;
† предметные недели;
† дебаты и ток-шоу и др.
- Направление «Общение и досуг»
Главные идеи:
формирование культуры общения учащихся, необходимости позитивного общения как со сверстниками, так и со взрослыми;
передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
■ формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
■ знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
■ развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
■ использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
■ создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;
■ учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
■ демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
■ воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
■ воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
■ оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;
■ способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
■ предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка
■ в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
При этом используются следующие формы:
† дискотеки к праздничным и памятным датам, к юбилеям школы,
педагогов, учащихся;
† концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
† чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад,
† конкурсов, турниров, конференций; сольные концерты учащихся, выставки картин,
† коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками;
† конкурсы состязания талантов;
† дни творчества школы;
† чествования именинников, семей, в которых растут таланты.
- Направление «Ученик — патриот и гражданин»
Главные идеи:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей; воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
Главные цели:
воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству,
представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; о признание ценности независимости и суверенности своего государства идругих государств.
Задачи воспитания:
■ формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
■ формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
■ обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
■ формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
■ воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
■ проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
При этом используются следующие формы:
† тематические классные часы;
† встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
† встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
† конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
† праздники получения паспорта, дня Конституции;
† интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
† конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
† походы, праздники, посвященные правовой и патриотической теме;
- Направление «Ученик и его нравственность»
Главные идеи:
принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и
самосовершенствовании;
осознание учащимися необходимости проявления нравственного
поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства
собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
практическое применение нравственных знаний и умений;
проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и
будущее близких и родных ему людей.
Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
■ создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
■ знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
■ изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
■ развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
■ создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
■ способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
■ создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
При этом используются следующие формы:
† спецкурсы по нравственной тематике;
† тематические классные часы;
† тренинги нравственного самосовершенствования;
† экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, села;
† дискуссии по нравственной тематике;
† поисковая работа, создание экспозиций в музее;
† шефская работа;
† изучение духовно-нравственных дисциплин;
† праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
† клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».
- Направление «Ученик и его семья»
Главные идеи:
♦ семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
♦ ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
♦ ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
♦ школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель:
Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
■ создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
■ позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
■ преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
■ способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
■ создавать условия для духовного общения детей и родителей;
■ создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
При этом используются следующие формы:
† тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи
(например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);
† праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому»);
† спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
† клубы общения «Родители и дети»;
† встречи трех поколений;
† праздники — Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
† тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
† походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
† дни творчества, дни открытых дверей.
Проблемный анализ процесса воспитания в стране и школе.
Выход на создание модели “Школы – семьи”.
Анализ проблем современного процесса воспитания в республике и в школе (как отражение общенациональных в рамках одного учебного заведения) позволяет выделить следующее:
- идеологическом стержнем прошлой политики образования до настоящего времени еще не найдено достойной и действенной замены, что привело к идейной дезориентации общества, отсутствии идеалов в воспитании, идейным и экстремистским проявлением, особенно в молодежной среде. Пути решения проблемы: в качестве стержневой ценности современного общества могла бы стать национальная идея, необходимость общей национальной идентификации граждан Республики и национального самоопределения.
- нестабильная политическая ситуация, угроза общественного беспорядка, терроризма приводит к столкновению религиозных, этнических, языковых предпочтений граждан многонациональной страны
Пути решения проблемы: воспитание межрелигиозной, межрасовой, межэтнической толерантности, осознание на государственном уровне, что “образование – наша национальная безопасность”.
- следствие традиционной советской образовательной системы про осознание того, что ведущая роль в образовании принадлежит педагогу. Неумение и нежелание педагогов менять приоритеты. Отсутствие системы подготовки классных руководителей, менеджеров по вопросам воспитания. Использование педагогами авторитарных методов в педагогической деятельности
Пути решения проблемы: осознание педагогами, что главная ценность педагогической культуры – ребенок, устранение авторитарного стиля, гуманизация воспитания.
- социально – экономические преобразования в современном обществе углубили социальную и моральную нестабильность большой части семей. Некоторые семьи не имеют возможности для удовлетворения разнообразных запросов ребенка и той внутренней культуры, без которой не может быть духовного единства между родителями и детьми. В обществе (в школе) растет процент неполных, асоциальных семей. Кроме того бедность большей части населения, нестабильность экономической ситуации, отсутствие полноценного социальной защиты, неуверенность в будущем заставляет граждан выезжать на работу за границу, что в значительной степени отражается на ребенке, ее эмоционально – психологическом состоянии, затрудняет процесс воспитания. Но и в полных обеспеченных семьях дети в связи с постоянной занятостью родителей чувствуют себя одиноко (социально-педагогические исследования показали, что уже в начальной школе более 70% детей глубоко одинокие). Все это порождает проблему социального сиротства. Усугубляет проблему то, что наличие телефонов доверия, кабинетов психоаналитиков для детей наблюдается лишь в крупных городах.
Пути решения проблемы: осознавая то, что личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокую качественную своеобразность, которая вряд ли может быть заменена школой и другими институтами общественного воспитания, но учитывая проблему социального сиротства, деградации семьи как главной ячейки общества, попытаться создать модель школы – семьи, основной миссией которой будет как семейное воспитание, свободное от формализма и авторитаризма, умение педагогов приблизить окружение в школе до семейного, так и влияние школы на привнесение в атмосферу семей, в которых воспитываются дети, общественных ценных стимулов и мотивов
Формирование образа школы – семьи
как основы Концепции развития учебного заведения
Основная цель школы-семьи – социальное воспитание, становление личности. Школа – семья должна обеспечить выполнение ряда социальных функций.
А именно:
— воспитательное – социализация молодого поколения;
— хозяйственно-бытовая – поддержка физического здоровья школьников и педагогов – членов семьи, помощь младшим и престарелым;
— экономической – получение возможности заработка материальных средств каждым членом семьи, материальная поддержка тех, кто нуждается;
— социальный контроль – ответственность членов школы – семьи за поведение каждого в обществе, в разных сферах деятельности, обязанности между педагогами и детьми, старшего поколения за младшее;
— духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
— социально-статусной – предоставление членам семьи определяющего социального положения в обществе;
— досуговой – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
— эмоционально – психологическая защита каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии;
— жизненной – подготовка к жизни, развитие самостоятельности, творческих способностей, помощь в развитии, самоопределении и самореализации.
В основу концепции школы – семьи положена идея личностно-социального воспитания, главными механизмами которого являются, во-первых, персонализированные (личностные) и, во-вторых, социально-ориентированные отношения, которые представляют коллектив как гуманное организованное сообщество. Эффективное воспитание осуществляется в особого рода сообществе – коллективе – семье. Коллектив – семья выступает как “поле” для развития в воспитанников опыта “быть личностью”, создает благоприятные условия для индивидуального развития каждого члена семьи, так и для его социализации.
Исходя из вышеизложенного формируются следующие группы задач, связанные с миссией школы:
Формирование особого среды – родового гнезда, организация уклада, образа жизни школы — семьи
- содействие осознанию каждым членом коллектива ведущей идеи школы
- создание семейной атмосферы (отсутствие формализма и авторитаризма, создание атмосферы взаимопомощи, взаимопонимания, личностной ценности каждого члена семьи)
- изменение приоритетов деятельности школьных служб в связи с новой миссией школы, а именно: изменение статуса “школьный врач” на “семейный врач”, “школьный повар” на “домашний повар”, “директор школы” глава семьи”, “класс” на семью” и др.
- формирование демократического стиля организации жизни в школе – семье, организация внутрисемейного общения на демократической основе
- формирование и закрепление традиций школы – семьи
- организация целесообразного режима функционирования школы – семьи (разработка правил по организации различных аспектов жизни семьи: распределение рабочего времени воспитанников, время сна (для первоклассников), отдыха, трудовой деятельности и др.)
- создание семейных атрибутов (фотоальбомов, дневников поколений, семейных хроник, видеотеки и др.)
- создание нового интерьера учебного заведения, оформление школы согласно новым представлениям о дизайне и дух школы – семьи
- обеспечение открытости школы – семьи, конструктивного взаимодействия с обществом
Формирование коллектива учителей, готовых к реализации Концепции
- создание образа учителя – носителя образцу поведения
- обеспечение постоянного развития семьи и характера отношений между ее членами
- ссылки в педагогической деятельности на основные принципы воспитания в семье, а именно: принцип меры в воспитании, личного примера, требования к человеку и уважения к нему, диалогичности, опоры на положительное, красоту и чувство
- обеспечение постоянного профессионального роста каждого педагога
- воплощение передового педагогического опыта по проблемам воспитания
- ориентация самообразовательной деятельности педагогов на постоянное обновление знаний по вопросам обучения и воспитания
- популяризация опыта деятельности школы-семьи через проведение семинаров, организацию публикаций творческих работ учителей
- совершенствование системы методической работы
Развитие ключевых компетентностей школьников
- направление образовательной деятельности учебного заведения на достижение учащимися качеств, определенных “Моделью выпускника школы – семьи”
- обеспечение овладения учащимися каждого ступени обучения набор ключевых компетентностей согласно возраста и преемственности между всеми звеньями образования
- обеспечение становления и развития индивидуально-личностного жизнетворчества, жизненного проекта каждого ученика
Основные направления взаимодействия семьи и школы – семьи
- осознание родителями ведущей идеи школы
- осуществление тесного взаимодействия между родителями и учителями с целью влияния на развитие личности ребенка
- создание атмосферы сотрудничества и сближения двух систем – учебного заведения и семьи
- гуманизация отношений учитель-родители, родители дети,
учитель ребенок
- создание системы всеобуча родителей по проблемам воспитания
- привнесение в семьи, в которых воспитываются дети, общественных ценных стимулов и мотивов
- привлечение родителей к управлению образовательным учреждением через работу Совета школы, родительского комитета, участия в семинарах, конференциях Обеспечение качественного образования
- совершенствование учебного плана, его ориентация на требования Государственного стандарта, образовательные проблемы социума
- переосмысление роли знаний в современном обществе, а именно определение их второстепенного значения в чистом виде перед умением учеников искать, использовать, создавать необходимое знание
- формирование у учащихся навыков переноса образовательных результатов (знаний, умений и навыков) за пределы учебно-воспитательного процесса в реальную жизнь, которое является многофакторным и более проблемным полем, чем учебная аудитория
- обеспечение подлинной индивидуализации и дифференциации обучения во имя развития личности
- усиление деятельностной направленности и творческой составляющей обучения
- обеспечение вариативности образования
- обеспечение преемственности и перспективности содержания обучения
- обеспечение оптимального сочетания базового и профильного образования
- овладение каждым учеником важным культурным опытом, знаниями, умениями и навыками, которые составят основу его жизненной компетентности
- обеспечение народоведческой направленности обучения
Система воспитания
- создание гуманной среды школы – семьи, “поле” для становления личности
- создание процесса взаимодействия воспитателя и воспитанника на основе взаимообогащения личностей
- осознание педагогами важности сочетания в воспитании процесса социализации личности и развития ее индивидуальности, единства личности и сообщества
- использование гуманистических методов воспитания: побуждение к рефлексии, моральной сотрудничества, свободы выбора, ситуации “творения добра”, ситуации успеха
- организация в коллективе-семье гармоничного комплекса различных видов жизнедеятельности (учебной, культурной, бытовой и др.)
- обеспечение постоянного развития коллектива школы – семьи, богатства эмоционального, духовного, творческого жизни
- приобретение учеником в процессе школьного образования жизненного опыта
- воспитание в учащихся “чувства гнезда”
- доверенность воспитанников к системе национальных ценностей Совершенствование системы управления
- перевод учебного заведения из режима функционирования к режиму развития
- модернизация структуры управления
- обновление управленческой вертикали в связи с реализацией Концепции, оптимальное распределение функциональных обязанностей между членами администрации
- переход к общественно-общественной системы управления
- направления управленческой деятельности на развитие инноваций и ориентация на получение конкретных результатов
Содержание учебно – воспитательного процесса
Урок – одна из основных форм воспитательного процесса
Особенностью учебно – воспитательного процесса в школе – семье является осознание каждым членом педагогического коллектива, единства учебного и воспитательного процессов, их взаимодействия. В связи с этим урок рассматривается как важнейший воспитательный мероприятие, одна из основных форм воспитательного процесса. Таким образом, основа воспитательного процесса в школе – семье – две составляющие: урок и воспитательное мероприятие. Содержание каждой составляющей заключается в реализации двух компонентов, которые педагог должен обеспечивать: деятельности и общения.Педагог должен обеспечить реализацию воспитательного потенциала на каждом уроке, кроме выполнения дидактической и разливательной воспитательной цели, быть образцом для учеников, нести позитив, своим внешним видом, манерой общения доказывать пример воспитанности, быть носителем высоких моральных качеств.
Обеспечение качественного образования
Специфической особенностью учебно – воспитательного процесса является получение качественного образования. Модели учебно – воспитательного процесса строятся для каждой параллели и класса на основе многокомпонентного, вариативного содержания образования, возрастных и индивидуально – личностных норм развития учащихся, применение личностно-ориентированных педагогических технологий: интерактивных, технологий ТРИЗ, критического мышления, компьютерной поддержки обучения, диагностических и стимулирующих форм самоконтроля, взаимоконтроля, административного контроля и внешней экспертизы.
Формирование коллектива учителей, готовых к реализации Концепции
- создание образа учителя – носителя образцу поведения
- обеспечение постоянного развития семьи и характера отношений между ее членами
- ссылки в педагогической деятельности на основные принципы воспитания в семье, а именно: принцип меры в воспитании, личного примера, требования к человеку и уважения к нему, диалогичности, опоры на положительное, красоту и чувство
- обеспечение постоянного профессионального роста каждого педагога
- воплощение передового педагогического опыта по проблемам воспитания
- ориентация самообразовательной деятельности педагогов на постоянное обновление знаний по вопросам обучения и воспитания
- популяризация опыта деятельности школы-семьи через проведение семинаров, организацию публикаций творческих работ учителей
- совершенствование системы методической работы
Развитие ключевых компетентностей школьников
- направление образовательной деятельности учебного заведения на достижение учащимися качеств, определенных “Моделью выпускника школы – семьи”
- обеспечение овладения учащимися каждого ступени обучения набор ключевых компетентностей согласно возраста и преемственности между всеми звеньями образования
- обеспечение становления и развития индивидуально-личностного жизнетворчества, жизненного проекта каждого ученика
Модель выпускника школы
Выпускник – это личность, обладающая необходимыми компетенциями для гибкой адаптации в условиях скоростного мира, способная находить в нем свое место, за счет умения критически мыслить, целенаправленно действовать и отличать добро от зла на основе сформированных у нее, посредствам личного опыта добротворчества, инвариантных ценностных ориентиров.
Цель практической работы, таким образом – создание условий для формирования каждой из семи компетенций.
- ПОТЕНЦИАЛ РАЗУМА(интеллектуальная компетентность)- способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться, адаптироваться к скоростному информационному потоку современного мира.
- ПОТЕНЦИАЛ ВОЛИ (личностная компетентность)-способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.
- ПОТЕНЦИАЛ ЧУВСТВ(эмоциональная компетентность)—способность человека понимать и конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно признавать чувства других.
- ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛА (физическая компетентность)— способность развивать физическую составляющую здоровья, «о-созновать» собственную телесность как свойство личности.
- ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (социальная компетентность)— способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.
Пять лепестков цветка объединены в центре шестым потенциалом, который по существу питает их.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (креативная компетентность)— способность человека к созидающей активности, стремление творчески самовыражаться в жизнедеятельности.
Для развития всему живому нужны небо и корни. Сама атмосфера формирования Цветка Потенциалов и его первоэлементы содержатся в духовном потенциале.
- ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (компетенция добротворчества) — способность развивать духовную природу человека, выражать высшие ценности в делах.
Принцип построения нами образа выпускника – осознание «зоны ближайшего развития ребенка» для предложения ученикам адекватной воспитывающей образовательной среды на каждой ступени обучения. Что значит адекватной? Форма подачи «пищи впечатлений» и организации опыта проживания необходимых состояний для формирования в ребенке ценностной и деятельностной культуры, необходимой для адаптации в жизни будет разной для разных возрастов и групп. Использован компетентностный подход ввиду нашей убежденности в неотрывности воспитания и обучения. Образ выпускника на наш взгляд должен с одной стороны соответствовать его возрастным возможностям, не быть идеалистичным по отношению к возрасту, с другой стороны должен обозначать «зону ближайшего развития». Это в какой-то степени идеальный образ в контрольных точках, которому мог бы соответствовать среднестатистический ученик. Однако естественная неравномерность развития детей предполагает, не стопроцентное достижение такого результата в целом по параллелям выпускников каждой ступени.
Присутствие в данной модели как интеллектуальных, личностных так и мировоззренческих элементов обеспечивает целостный, системный взгляд на конечную цель Воспитывающей Образовательной Системы – развитие Жизненной Компетентности учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Формулировка миссии нашей школы содержит так же понятие «сопровождение». Для нас образование – это, прежде всего процесс самоконструирования. Задача школы предоставить возможности для позитивного роста, саморазвития юного человека и взрослых, находящихся рядом с ним. В соответствии с нашим пониманием миссии школы, основной целью ее развития является:
Создание открытой динамической модели Воспитывающей Образовательной Системы школы, способной обеспечить достаточные условия для формирования всех необходимых компетенций выпускников каждой ступени обучения, определяющих их целостную адаптацию к условиям современного мира.
Основные заповеди члена школы – семьи
- Люби свою родину, помни, откуда ты родом
- Делай хорошо!
- Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе
- Будь милосердным, уважай старость, помогай малым, тем, кто нуждается в защите
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям
- Помни, что только в труде величие человека
- Уважай каждого члена семьи, воспринимай людей такими, какие они есть. Ищи хорошее в человеке.
- Бойся обидеть, люби и прощай людям.
- Будь бережливым, рачительным хозяином в своем доме.
- Улыбайся, потому что улыбка украшает.
- В минуты отчаяния не губы веры в себя. Верь в свой ум, талант, сердце.
Учитывая то, что в основу воспитательного процесса положена идея личностно-социального воспитания, а коллектив – семья рассматривается как гуманное организованное сообщество, наличие духа внутри среды, вызванного произведенными в совместной деятельности взрослыми и детьми правилами (Заповедями), имеет большое воспитательное значение. Каждый участник учебно-воспитательного процесса имеет уникальную возможность чувствовать органическую связь с сообществом, себя частицей целого, принадлежность к коллективу и личностную значимость для него, потому что школа – самое удобное место для единения, а этика – лучшее средство для этого. Кроме того, опыт ценностных отношений, приобретенных в школе – семье, очень важен для формирования жизненной компетентности учащихся, подготовки к жизни в семье и социуме.
Ориентированный индивидуальный план самосовершенствования ученика
- Умственное воспитание (развитие памяти, мышления, внимания, фантазии, коммуникативных способностей)
- Воспитание силы воли (отказ от лени, плохих привычек)
- Соблюдение режима дня
- Занятия спортом, гигиеной тела, закалка
- Изучение одного из видов искусств
- Перечень книг, которые необходимо прочитать
- Овладение методами самопознания, средствами саморазвития (убеждение, внушение, упражнения, техника быстрого чтения, тренировка)
Управление программой “Я – личность” возложена на школьного психолога. Он в начале года проводит диагностику развития памяти, мышления, внимания, фантазии, коммуникативных способностей учащихся, вместе с классными руководителями помогает школьникам создать индивидуальные планы самосовершенствования, консультирует педагогов по вопросам детской психологии, воспитания, тонко и тактично отслеживает результаты и направляет развитие учащихся, вносит психокорективи.
Классный руководитель выполняет значительную организаторскую работу: ведет классные часы, занятия по выработке планов самореализации, знакомит с планами самосовершенствования известных людей, помогает подростками составить характеристики на себя и товарищей за помощью сочинений “Каким я представляю себя”.
Таким образом, воспитательная система школы представлена двумя компонентами: живой гуманистической этики и совокупности шести воспитательных идей, каждая из которых закреплена в целевых комплексных программах.
Воспитательная идея | Целевая комплексная программа | Руководитель программы |
Идея развития и самосовершенствования | “Я – личность” | Заместитель директора по УВР
Воеводина А.Н. |
Идея утверждения культа труда | «Школа – сад» | Заместитель директора по УВР Лапко И.В. |
Идея очеловечивания | «Я – Человек» | Педагог – организатор
Андреева Т.В.
|
Идея «чувства гнезда» | «Родовод» | Заместитель директора по УВР Лапко И.В. |
Идея ответственности за сохранение и укрепление здоровья | «Здоровье» | Заместитель директора по УВР Лазаренко Н.А. |
Идея жизненных фаз и традиций | «Жизнедеятельность» | Заместитель директора по ВР |
Реализация всех целевых программ обеспечивает системный, деятельностный подход к воспитанию учащихся и направляет деятельность педагогического коллектива на достижение учащимися качеств, определенных “Моделью выпускника школы – семьи”.
В школе – семье создан коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого за решение задач, стоящих перед учебным заведением в связи с новой миссией. Управление должно осуществляться на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.
Переход школы в режим развития обеспечивает созданием банка информации, который постоянно обновляется. Исходя из этого строится анализ, постановка целей, планирование и организация работы, контроль, регулирование и коррекция. Эти функции осуществляются во всех звеньях и каждым членом коллектива. Они обуславливают надежные горизонтальные и вертикальные связи между подсистемами. Т.ч. внутреннее управление в идеале представляет собой целенаправленное непрерывное взаимодействие, сотрудничество руководителей школы со всеми участниками учебно-воспитательного процесса для достижения цели.
В школе формируется родительский комитет, Совет школы. Высшим органом управления является конференция, которая проводится 2 раза в год.
Постоянно работающим коллегиальным органом является педагогический совет.
В основе управления – принцип доверия к людям. Большое внимание уделяться гласности всех школьных процессов, изменений через совещания, собрания, конференции, объявления и тому подобное. В мае – июне директор отчитывается перед педагогическим коллективом, сообществом о своей работе.
Перевод отношений в плоскость сотрудничества, отказа от формулы “Начальник всегда прав!”, создание условий для конструктивной критики и самокритики, уважительного отношения к мнению другого – основа эффективного управления.
Система управления будет иметь практический характер субъект – субъектных отношений на всех ступенях структуры управления.
Концепция школы – семьи будет реализована при условии осознания каждым членом педагогического коллектива и миссии школы и направлению усилий на ее выполнение.