Интегрированный урок

                                         «В здоровом теле — здоровый дух».

(Интегрированный урок: окружающий мир, ОБЖ, история)

Цели:  Обучающая —  Познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «лекарствами с грядки»; повторить правила пользования лекарственными средствами;

Развивающая - развивать наблюдательность, внимание, развивать любознательность.

Воспитывающая – воспитывать уважение и любовь к окружающему миру, уважение друг к другу, воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование. Коробочки с сухими лекарственными травами; иллюстрации (русские печи, бани, овощи); загадки и кроссворд про овощи; статья «Аптеки и аптечные огороды» из газеты «Вестник Донецка» от 16 июля 1996 г.; книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
    II. Постановка темы урока

    Учитель. Кто из вас может отгадать тему сегодняшнего урока?Если ученики затрудняются в выполнении задания, то учитель подсказывает, что читать надо начиная с отмеченной буквы по часовой стрелке.- Как же звучит тема урока?
    Дети. В здоровом теле — здоровый дух.III. Повторение пройденного материала
    У. Как вы понимаете смысл этого выражения?
    Д. Когда человек здоров, он весел, бодр, может выполнять какую-то работу, общаться.У. Что надо делать, чтобы быть здоровым?
    Д. Заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, правильно питаться…

    У. Что делать, если вы уже заболели?
    Д. Вызвать врача, а если очень плохо — «Скорую помощь».

    У. Что надо знать для того, чтобы вызвать врача?
    Д. Телефон поликлиники, телефон «Скорой помощи» — 03, свои фамилию, имя, адрес.

    У. Какую помощь оказывает врач?
    Д. Ставит диагноз, объясняет способ лечения, выписывает рецепт.

    У. Где надо брать лекарства?
    Д. В аптеке.

    У. Какие формы лекарственных средств вы знаете?
    Д. Таблетки, микстура, мазь, капли, настои.

    У. Как принимают лекарства?
    Д. В тех количествах, которые указывает врач.

    У. Можно ли заниматься лечением самостоятельно? Почему?
    Д. Нет. Сами мы не можем определить заболевание и правильно его лечить.

    У. Поднимите руки те, у кого дома есть аптечка.

    Дети поднимают руки.

    — Почти у всех. Вспомните, что в ней находится?
    Д. Бинт, вата, градусник, йод, зеленка, анальгин, аспирин.

    У. Разрешают ли вам родители пользоваться аптечкой самостоятельно? Почему?
    Д. Нет, так как самим нельзя принимать лекарства.

    У. Какие вы знаете правила пользования лекарствами?
    Д. Дозировка — строго по предписанию врача, обращаем внимание на срок годности лекарства.

    У. Как определяем срок годности?
    Д. Он проставлен на упаковках.

    У. Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Сегодня, пожалуй, нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека. Каждый из вас посещает различных врачей по мере необходимости. Можете ли вы представить себе, что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек?
    Д. Нет.

    IV. Знакомство с новым материалом
    У. Давайте перенесемся на несколько веков назад и кратко познакомимся с историей развития аптекарского искусства.
    Издавна на Руси верили в «сглаз», «порчу», обращались к целителям, знахарям, лечились травами, святой водой, заговорами. Что из этого признает современная медицина?
    Д. Лечение травами.

    У. Правильно. Их нам и сегодня выписывают врачи. Но мы не собираем их сами, как делали люди раньше, а покупаем уже готовыми в аптеках. Лечение травами — это своего рода наука. Нужно знать, какое растение от каких болезней помогает, когда и какие его части надо собирать, как правильно сушить, настаивать или заваривать.
    Лишь очень малая часть лекарственных растений используется в «живом виде». Например, листья подорожника — при ранениях и ушибах, сок алоэ — при насморке. В основном растения заготавливают впрок, сушат. Какие части растений могут использоваться?

    Д. Листья, цветки, кора, корни.

    У. При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила: почки и кору растений собирают весной; листья — в период цветения и только в сухую погоду; цветы — в период цветения и только те, которые полностью раскрылись; корни — в конце лета и осенью; ягоды (плоды) и семена — только целые и неиспорченные.

Сушат лекарственные растения или их отдельные части при сухой жаркой погоде, но не под прямыми лучами солнца, а под навесами или в сушилках. Обязательное условие — перемешивание.
Растение считается готовым, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся, но не ломаются.
Хранить высушенные растения можно 1-1,5 года. Только корни могут храниться 2-2,5 года.
Представляете, как непросто было собрать и приготовить лекарственные растения? Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая растения. Это тоже непросто. Поэтому на коробочках с травами пишут способ приготовления лекарства.
Можете ли вы назвать какие-нибудь лекарственные растения?

Д. Алоэ — для лечения насморка, ожогов.
— Ромашка — при ангине, зубной боли, для укрепления волос.
— Валериана — для успокоения нервной системы, при бессоннице.
— Крапива — для примочек и компрессов при ожогах.
— Шиповник — для лечения язвы желудка, содержит витамины.

V. Практическая работа
У. Я принесла на урок некоторые из лекарственных растений. Давайте рассмотрим коробочки. Найдите названия растений.
Д. Кора дуба, зверобой, липовый цвет, ромашка, мать-и-мачеха, шалфей.

У. Прочитайте способ их приготовления.

Дети выполняют задание.
— Найдите сроки годности этих сборов. Есть ли здесь такие, которые уже нельзя готовить? Почему?
Одна-две коробочки просрочены, дети находят их и определяют, что этими травами лечиться уже нельзя.

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие и сегодня придерживаются этого способа лечения.
Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах. Когда печь немного остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой веник и посудину с квасом.

Учитель показывает на рисунке печи место, где парились.

— Ложился человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду.
Париться в печах было не очень удобно, поэтому и стали строить бани на берегах речек и прудов. Как вы думаете, почему именно там?
Д. Потому, что рядом была вода.

У. Какие реки были в древнем Киеве? Где могли возникнуть бани?
Д. Днепр, Днестр …

У. Правильно.  А какие они были? Воду таскали из колодца, топили печку березовыми дровами, давали бане выстояться, чтобы гарь вышла через прорезь в бревенчатой стене. Потом закрывали заслонку, и сруб прогревался. После этого уже и мылись. Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. Парься, помахивай веником — тут тебе и удовольствие, и польза.
В углу бани делался очаг, на который клали булыжники. Когда они раскалялись, на них выплескивали воду — пар заполнял всю баню. А когда от жары невмоготу становилось, люди выбегали без одежды на улицу и сразу в пруд или реку бросались, а затем — снова в баню. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. И здоровый парился, и больной, и маленькие, и взрослые, и мужчины, и женщины.

VII. Физкультминутка
VIII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Если все же баня не помогала, то простые люди шли к знахарям, которые давали рецепты на все случаи жизни, от всех болезней. Послушайте некоторые из них:

От зубной боли — змею живую добыть, вынуть из нее жало и той желчью мазать.
От грыжи — мазать конским мозгом или собачьей кровью.
От глухоты — если человек оглохнет, взять воронову желчь и пустить в уши.
От корысти — кожей собачьей обернуть.

А если сердце собаки высушить и растереть мелко да смешать с каким-нибудь питьем и мазать там, где сердце, тогда у человека чрезмерный сон отводит.

В качестве лекарств использовались даже драгоценные камни. В старинной книге «Домострой» так говорилось о свойстве камней:

«Если истолченный изумруд положить в питье, то уймет смертоносный яд и заживит укусы ядовитых гадов.
Когда человек с коня упадет, то камень бирюза сохранит его от убиения.
А если топаз внутрь раны положить, то кровь уймет и жжение раны телесной угасит».
Учитель объясняет смысл всех непонятных устаревших слов.
У. Как вы думаете, стоит ли пользоваться этими рецептами?
Д. Нет.

У. Правильно. Когда вы читаете свои гороскопы, то можете увидеть, что у каждого знака Зодиака есть свой камень-талисман, который охраняет человека от различных неприятностей и злых сил. Может быть, эти поверия как-то связаны со старинными методами лечения.

Обо всем этом хорошо написала Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

Без больницы люди жили,
Знахари больных лечили:
От озноба — зверобоем,
От зубов — льняным настоем,
От ожогов — бузиной,
А от ран — землей родной.
Варят старые знахарки
Из лечебных трав припарки,
Сушат в печке ножки жабьи,
Приговоры знают бабьи.
Набормочут разных слов —
И, глядишь, больной здоров!
Жив-здоров и сам доволен.
Он, видать, и не был болен!

Не было раньше ни аптек, ни врачей-специалистов, к которым мы так сейчас привыкли. Когда же стали появляться первые аптеки, как люди лечились? Я предлагаю вам прочитать статью из газеты «Вестник Донецка», которая называется «Аптеки и аптечные огороды».

Детям раздаются тексты статьи.

Первая аптека создавалась трудами приехавшего в Москву в 1561 г. англичанина Френчама. Устроена она была для нужд царя и его семейства, но довольно скоро из нее стали выдавать лекарства и боярам. Простой же народ покупал лекарственные травы, коренья и мази в лавках Зелейного ряда.
В 1673 г. при Гостином дворе открыта так называемая новая аптека Гутменша, где все желающие могли по рецептам получить лекарства. В 1682 г. по указу царя Федора Иоанновича у Никитских ворот рядом с первым гражданским госпиталем открыта третья аптека «для того, чтобы ходить со всяким рецептом в город неудобно».
В 1701 г. император Петр I издал указ о закрытии всех зелейных лавок, торгующих лекарствами, и о даровании права открытия и содержания вольных аптек всем желающим.
В документах ХVII в. неоднократно упоминаются аптекарские сады, или аптечные огороды. Здесь под наблюдением иностранных «ботаников-огородников» рядом с лекарственными растениями росли ягодные кусты и плодовые деревья. Когда осенью 1661 г. создавали новый «аптекарский двор, что у Каменного моста», то сажали там черную, белую и красную смородину, вишню и сливу, для чего взяты были саженцы из частного сада боярина Никиты Ивановича Романова, в котором также росли «аптекарские всякие травы».
Аптекарские сады служили не только для разведения лекарственных растений, но и для приготовления здесь же самих лекарств. Так, при главном из них находилась особая «коктория», нечто вроде фармацевтической лаборатории. Итак, что же вы узнали о первых аптеках?

Д. Они появились в ХVII веке в Москве.

У. Кто пользовался их услугами?
Д. Царская семья и бояре.

У. Что такое аптекарские огороды?
Д. Огороды, на которых выращивали растения, шедшие на изготовление лекарств.

У. Кто такой фармацевт?
Д. Фармацевт — специалист по изготовлению лекарств.

У. Вот мы с вами и подошли к следующему этапу нашего урока, который я назвала «Лекарства с грядки». Как вы понимаете, ехать в Москву за лекарствами, в аптеку могли далеко не все. Что же им оставалось делать?
Д. Лечиться самостоятельно.

У. Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек использовал лечебные свойства растений и передавал знания об этом своим детям и внукам. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам хорошо знакомы. Сейчас я буду показывать вам их изображения, а после того как вы их назовете, я расскажу об их лекарственных свойствах.

Учитель показывает иллюстрации, дети называют увиденный овощ.

Д. Капуста.
У. Если свежий капустный лист приложить к голове — помогает от головной боли. Если на теле после уколов остаются бугры и шишки, то можно приложить капустный лист, чтобы шишки рассасывались
Д. Морковь.
У. Тертую морковь прикладывают к воспаленным участкам кожи, гнойным ранам, ожогам. Полезно есть сырую морковь для улучшения состава крови.

Д. Лук.
У. Сок лука применяется для полоскания горла во время ангины; по 1 столовой ложке 4-5 раз в день. При кашле, бронхите, коклюше варят в воде лук с сахаром и медом в течение 3 часов. Принимают по столовой ложке 4-6 раз в день.

Д. Картофель.
У. Сок свежего картофеля пьют по 1/4 стакана при головных болях. При простуде делают ингаляции паром над кастрюлей с картофелем, сваренным «в мундире».

Д. Чеснок.
У. При гриппе ежедневно надо съедать по 2-3 зубчика чеснока. При коклюше 5 зубчиков порезать на кусочки, истолочь, прокипятить в стакане молока. Применять по 3 столовые ложки несколько раз в день. Используют настой чеснока при насморках и гриппе. Вот как его делают: 1 чайная ложка протертого или мелко нарубленного чеснока на 30-50 мл кипяченой воды. Настаивают
2 часа. Капают по 2-3 капли в нос. Настой меняют каждые 2 дня. Полезно дышать чесноком при различных вирусных инфекциях: ребенку дают нюхать мелко истолченный чеснок 6-8 раз в день.

Д. Свекла.
У. Сок свеклы закапывают в нос при насморке. Расскажите, если вы знаете, чем еще можно лечиться?

Д. Медом.
У. Мед очень полезен. В качестве лекарственного препарата он широко используется в смесях с другими продуктами. Так, например, медово-малиновая вода (при простуде): 2 столовые ложки высушенных ягод малины на стакан кипятка, настаивают 15 минут, процеживают, добавляют в настой 2 столовые ложки меда. Или медово-лимонная кашка (при лечении заболеваний горла): 100 г меда смешивают с размельченным лимоном или соком 1 лимона. Пьют небольшими дозами между едой.
Можно привести еще много примеров использования меда, фруктов и овощей. А на «закуску» хочу дать вам рецепт вкусного лекарства от кашля.
В столовую ложку сахарного песка наливают несколько капель воды и прямо в ложке прокаливают на открытом пламени газовой горелки. Полученный коричневый сахар сосут маленькими кусочками. Только это лекарство надо готовить взрослым, чтобы не случилось никаких неприятностей с огнем.

IХ. Закрепление пройденного
У. А теперь вспомним «лекарства с грядки». Для этого разгадайте кроссворд.

Вопросы
По горизонтали
4. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

5. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу.

6. Над землей трава, под землей алая голова.

По вертикали
1. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.

2. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

3. Маленький, горький, луку брат.

Ответы
По горизонтали: 4. Картофель. 5. Лук. 6. Свекла.
По вертикали: 1. Капуста. 2. Морковь. 3. Чеснок.

Х. Итог урока
У. Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптекарского искусства. Что вам больше всего понравилось?

Выслушиваются ответы детей.
— Как вы думаете, что легче: лечиться или предупреждать заболевание?

Д. Предупреждать.
У. Вспомните, что для этого надо делать?

Д. Закаляться, принимать витамины, правильно одеваться, делать прививки, при общении с больным пользоваться марлевой повязкой…

У. Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.

ХI. Домашнее задание
У. Узнайте у родителей рецепты лечения простудных заболеваний. Подберите пословицы о «лекарствах с грядки».