«Говорящие» кубики Зайцева.

«Говорящие» кубики Зайцева.

Как быстро научить ребенка читать.

В 1939 году родился Николай Александрович Зайцев. После окончания филфака ЛГПИ работал воспитателем в детском доме, в интернате для умственно отсталых детей, преподавателем русского и английского языков. Николай Александрович автор новых методик обучения, в числе которых обучение письму, чтению, грамматике, математике.

 

Учебные пособия и методика Зайцева основаны на природной потребности детей в играх. Дополнительный бонус методик Зайцева – щадящий режим, обучение построено таким образом, что ни осанка ни зрение не страдают.

Непременное условие занятий по Зайцеву – свобода и раскрепощенность, детям позволительно заниматься сидя на полу, на спортивных снарядах. Сама суть занятий – игра, игра в процессе которой дети находятся в постоянном поиске знаний.

Методика Зайцева предполагает воздействие на слух, зрение, осязание, что само по себе улучшает восприятие материала, и, заодно, способствует развитию этих чувств.

К примеру, знаменитые «кубики Зайцева» не просто набор кубиков, они разнятся размерами, сделаны из разных материалов, разных цветов, каждая группа кубиков издает свой собственный звук.

В последнее время методика Зайцева получила поистине широчайшее распространение в садиках, развивающих группах. Малыш, с трех лет занимающийся по этим методикам, к семи годам по своему интеллектуальному развитию соответствует среднестатистическому пятикласснику.

В чем же секрет методики Зайцева? Давайте подробнее рассмотрим, как она устроена изнутри.

Редкий родитель сейчас не имеет желания воспитать образованного ребенка. Едва ли не с пеленок детей заставляют заучивать буквы. Да, в силу обостренного восприятия, дети быстро запоминают буквы, но потом – тупик, буквы то запомнили, но что делать с этими буквами, ребенок пока что сообразить не может, не смотря на все усилия родителей.

Альтернативным методом обучения чтению есть метод обучения «по складам» (не путать со слогами). Именно по этой методике обучали детей чтению встарь, и на ней основана методика, в которой используются «кубики Зайцева». Склад, это сочетание согласной и гласной буквы, или отдельная гласная буква, или отдельная согласная, или согласная со знаком. Пример – ЖИ-ВО-Т-НЫ-Е или МЕ-Д-ВЕ-ДЬ.

По мнению Зайцева, базовой частицей речи является склад, а не слог и буква, как это общепринято. Принцип «обучения по складам» очень близок к естественной манере ребенка произносить первые слова. Что, обычно, говорит малыш в первую очередь и как? Ма-ма, па-па, ам-ам. Точно так же устроены и кубики – в привычной, естественной для ребенка манере. Более того, кубики сконструированы таким образом, что бы дополнительно усилить зрительное восприятие слуховыми и тактильными импульсами, и, тем самым, компенсировать недостаток логического и абстрактного мышления, свойственный всем маленьким детям.

Обучение при помощи кубиков проходит легко и эффективно именно потому, что происходит во время игры. Стандартные ясельно-детсадовские методики не так эффективны по той простой причине, что детям элементарно скучно по ним заниматься.

Что же представляют собой эти замечательные кубики? В набор входят маленькие и большие кубики, деревянные, железные, золотые, легкие, тяжелые. Как уже упоминалось ранее, кубики издают различные звуки – звенят, гремят, постукивают. На больших склады большие, на маленьких – маленькие (по терминологии Зайцева, разница в том как произносится тот или иной склад). На больших кубиках может быть написано ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ-П, на маленьком – ке-кё-ки-кю-кя-кь и так далее… В зависимости от типа склада подобран звук и материал кубика – к примеру деревянные и железные, соответственно склады глухие и звонкие. В деревянном фасоль или кусочки дерева, а в железном крышечки от бутылок. А золотой кубик с гласными, тот и вовсе наполнен монетами или бубенчиками.

Готовый набор кубиков Зайцева с таблицами

С чего начать? Прежде всего дайте ребенку время на ознакомление с кубиками. Пусть первый кубик малыш выберет сам. Помогите ребенку – прочитайте-пропойте буквы написанные на кубике, потрясите кубик, что бы ребенок запомнил как этот кубик звучит, пусть ребенок вволю повертит кубик в руках – он запомнит размер, вес кубика. Продолжайте ознакомление малыша со всеми остальными кубиками.

Потратив достаточное время на ознакомление с кубиками, можно переходить к следующему этапу. Начинайте писать. Да, вы правильно прочитали, именно писать! В нашем случае, будем писать кубиками. В комплекте с кубиками продается набор таблиц со словами. Водите указкой по слову и произносите его по складам, а ребенок пусть пробует подобрать необходимые кубики с нужными складами. Начните с простейших слов, известных ребенку, например с его имени. «Напишите» несколько слов – МАМА, ПАПА, БАБУШКА, пусть ребенок соберет эти слова в разных углах комнаты, и можете начинать игру – иди к МАМЕ, к ПАПЕ, к БАБУШКЕ. Малышу будет весело, да и двигательная активность пойдет на пользу.

У Зайцева в книге «Письмо. Чтение. Счет.» есть достаточно большое количество заданий обличенных в игровую форму. Но не надо лениться, придумывайте игры самостоятельно сообразно ваших конкретных условий, окружающей обстановки.

На первый взгляд может показаться, что методика не серьезная. Но, как показывает практика, даже 15 минут таких «занятий», в перерыве между играми, вполне достаточно, чтобы малыш почерпнул дневную норму знаний. Зачастую, даже после всего десятка занятий, четырехлетний малыш начинает читать!

Но помните, сами по себе кубики, без вашего участия, ребенка ничему не научат. Прилагайте усилия, выделяйте время для занятий – все ваше усердие воздастся вам сторицей.

 

Read more: http://pesochnizza.ru/rannee-razvitie/kubiki-zajtseva#ixzz3voOSL1IG