Дистанционное обучение: За и Против?
Новый век диктует новые правила в обучении наших учеников. Существует стандартная платформа обучения, с который мы сталкиваемся ежедневно в свой работе, приходя в класс к детям. А что делать, если ребенок, вынужден по состоянию здоровья находиться дома, или временно переехать в другую страну, возможно ученик плохо усваивает урок с первого объяснения? По опыту российских коллег, нам на помощь приходит дистанционное образование. Попытаюсь коротко раскрыть вам систему, методы работы и ее принципы.
Немножко истории развития этого вида образования.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Дистанционное обучение позволяет:
- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversit?t in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.
В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Возможно,некоторые педагоги скептически отнесутся к такому виду обучения, однако, уверяю вас, эффект превосходит все ожидания. На протяжении некоторого времени я сотрудничаю со школой, которая проводит набор учеников со всех уголков мира для обучения дистанционно. И вот какие выводы могу сделать, исходя из своего опыта:
Наиболее распространенными считаются две формы дистанционных занятий:
1) on-line режим, при котором преподаватель и ученик в определенное время встречаются в Сети, в виртуальном кабинете для занятий или связываются по Скайпу и работают синхронно, используя материалы, размещенные на сайте и в электронном учебнике;
2) off-line: ученик работает с материалами курса в удобное ему время, преподаватель организует, контролирует и направляет процесс обучения. Интенсивность занятий легко регулируется. Например, можно заниматься каждый день, пройти занятие в течение дня маленькими порциями и даже изучить весь курс за пару недель перед экзаменами. Но интенсивность занятий заранее согласуется с преподавателем.
Ученик получает объективную оценку за свои знания: на нее никак не влияют симпатия или антипатия преподавателя.
Завершив мероприятия по организации учебного процесса, учитель может начинать подготовку к урокам и осуществлять проведение их.
В соответствии с программой и календарным планом учитель готовит проект первых пяти уроков и передает их службе технического обеспечения урока. Все дальнейшие уроки учитель представляет в такой же последовательности: по пять соответственно календарному плану. Такой количественный расчет проектов позволяет обеспечить качество педагогического дизайна и своевременный просмотр проектов в готовом виде учителем.
Структура дистанционного урока состоит из:
Видеоурока (on-line урок,вебинар или видеоконференция ).
Видеоурок проводиться преподавателем на заданную тему по согласно календарного плана. Это может быть урок-лекция, на которой преподаватель излагает учебный материал, одновременно используя видео- и аудио информацию, использование которой сочтет нужным.
Урок может проходить в виде видеоконференция (вебинара).
Вебинар — проведение видеоконференции, т.е. совместного общения с группой учеников через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет,
Ученик может видеть и слышать учителя, а также своих одноклассников при помощи камеры и микрофона.
Неотъемлимой частью видео-урока является электронная доска, при помощи которой преподаватель может показывать слайды и фильмы, иллюстрирующие сказанное, географические карты, поверхности планет, географические объекты, исторические памятники и т.п. На электронной доске ученик может рисовать и набирать тексты, давать возможность делать это другим ученикам. При этом всем будет понятно, кто именно в данный момент работает на электронной доске
Электронная доска соединена с видео и звуком все могут комментировать увиденное, естественно с разрешения преподавателя.
Программный и дидактический материал размещается в электронном учебнике или медиа-учебнике. Электронный учебник позволяет ученику самостоятельно изучить учебный материал и повторить то, что он слышал от учителя.
В учебнике излагается программный материал, а также текст урока и добавленными учителем необходимымими иллюстрациями, видео и аудио добавлениями.
Поскольку учебник постоянно присутствует в системе дистанционного обучения, ученик может работать с ним в любое удобное время самостоятельно, но не забывая о том, что преподаватель технически в состоянии потом проверить, сколько времени находился ученик в учебнике и работал с материалом, где именно находился, то есть, что читал и что смотрел. После того, как ученик проработает тему, проводится электронный опрос на заданные заранее учителем вопросы (похожие на тесты но не тесты) ,но тем не менее зачитывающиеся потом в итоговую оценку.
Система домашних заданий.
Преподаватель может провести опрос в устной форме как индивидуально, так и для всего класса при помощи видеоконференции.
Домашнее задание может быть дано в виде вопросов на форуме, где преподаватель задает тему обсуждения по материалам урока Форумов может быть несколько в зависимости от сложности урока. Особенность форума в том , что все ответы одноклассников видны и не может быть одинаковых ответов( то есть списать невозможно), и если преподаватель обнаруживает такие совпадения, он удаляет оба и не разбирает, кто у кого списал.
Итогом изучения темы является проведение тестов . Тесты могут быть тренировочные, что позволяет несколько раз их сдавать и работать над ошибками, иконтрольные. На котрольные тесты выделяется определенное время для ответов. Если ученик не справился с заданием, то не допускается к следующему уроку.
Если же такое произошло, то через время, с разрешения учителя, можно пройти повторные тесты, предварительно повторив материал урока.
Учитель в состоянии проверить, как ученик готовился и в каком месте электоронного учебника побывал, как сдавал тренировочные тесты, какие делал ошибки.
Формы организации урока должны быть направлены на обеспечение качества учебного процесса и обеспечение непрерывного роста образованности и развития ученика.
Наверняка у вас возникнет вопрос, а как производится набор учеников?
Обучение ребенка в Домашней школе предполагает не только получение знаний и приобретение навыков , но и личностное развитие ученика.
Перед поступлением в школу проводится комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка. Изучаются уровень развития психических качеств, необходимых для успешной учебы: память, внимание, интеллект, развитие речи, умение производить интеллектуальные операции и т.д.
Осуществляется проверка уровня знаний по всем предметам.
Отдельно изучаются творческие способности, интересы, личностная направленность ребенка к определенному роду деятельности.
Целью исследования является установление те уровни развития и знаний ребенка, которые ребенок в результате обучения в Домашней школе должен превзойти и превзойденное совершенствовать.
Комплексное психолого педагогическое изучение производится:
— при индивидуальном контакте с ребенком непосредственно в Домашней школе; или в режиме on-line.
Родители будут ознакомлены с результатами комплексного психолого-педагогического исследования. На основе результатов для каждого ребенка будет составлена индивидуальная учебно-развивающая программа, с которой будут также ознакомлены родители.
На каждого ребенка открывается страничка, куда могут войти родители после регистрации, учитель, администрация школы.
На страничке выставляются:
-программа учебно — развивающей работы;
-регистрация всех входов ребенка на учебную страницу и контактов с учителями по дням и времени;
-содержание форумов, чатов, контрольных работ ребенка, обсуждений уроков;
— текущие оценки;
-график консультаций и видеоконференций;
— окно для переписки с учителем, администрацией;
— ежедневная информация о прилежании ученика, где указывается регулярность выполнения домашних заданий и др. работ;
— информация о содержании домашних заданий, информация о содержании контрольных работ, график контрольных работ и экзаменов;
— объявления и информация по школе
На каждый учебный курс заводится страница, где указываются заголовки тем, календарный план изучения тем, обсуждение урока и т.п.
Все занятия проводятся с использованием Web-технологий.
Подводя выводы по своему докладу, отвечая на вопрос: «За и Против?», хочу отметить, что знания учеников увеличиваются, методика работы очень интересна, дети так же взаимодействуют между собой, так как учится можно и в классе, однако не более 10 школьников, урок можно просмотреть еще раз, если что-то упустил, прогресс очевиден. Из минусов, каждому ребенку необходим интернет, а так же педагогу необходимо отходить от старых методов преподавания к новым, а это не очень-то и легко.
Дистанционное обучение
Выполнила: Воеводина А.Н
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Всегда есть плюсы и минусы. Однако бывает и наоборот. Когда человек болен,находится на расстоянии от дома и школы и ему необходимо обучаться) Много моментов. Важно учитывать личность обучаемого и цель обучения.