Дистанционное обучение: За и Против?

Новый век диктует новые правила в обучении наших учеников. Существует стандартная платформа обучения, с который мы сталкиваемся ежедневно в свой работе, приходя в класс к детям. А что делать, если ребенок, вынужден по состоянию здоровья находиться дома, или временно переехать в другую страну, возможно ученик плохо усваивает урок с первого объяснения? По опыту российских коллег, нам на помощь приходит дистанционное образование. Попытаюсь коротко раскрыть вам систему, методы работы и  ее принципы.

Немножко истории развития этого вида образования.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversit?t in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Возможно,некоторые педагоги скептически отнесутся к такому виду обучения, однако, уверяю вас, эффект превосходит все ожидания. На протяжении некоторого времени я сотрудничаю со школой, которая проводит набор учеников со всех уголков мира для обучения дистанционно. И вот какие  выводы могу сделать, исходя из своего опыта:

 

На­ибо­лее расп­рос­тра­нен­ны­ми счи­та­ют­ся две фор­мы дис­танци­он­ных за­нятий:

1) on-li­ne  ре­жим, при ко­тором пре­пода­ватель и уче­ник в оп­ре­делен­ное вре­мя встре­ча­ют­ся в Се­ти, в вир­ту­аль­ном ка­бине­те для за­нятий или свя­зыва­ют­ся по Скай­пу и ра­бота­ют синх­рон­но, ис­поль­зуя ма­тери­алы, раз­ме­щен­ные на сай­те и в электронном учебнике;

2) off-li­ne: уче­ник ра­бота­ет с ма­тери­ала­ми кур­са в удоб­ное ему вре­мя, пре­пода­ватель ор­га­низу­ет, конт­ро­лиру­ет и нап­равля­ет про­цесс обу­чения. Ин­тенсив­ность за­нятий лег­ко ре­гули­ру­ет­ся. Нап­ри­мер, мож­но за­нимать­ся каж­дый день, прой­ти за­нятие в те­чение дня ма­лень­ки­ми пор­ци­ями и да­же изу­чить весь курс за па­ру не­дель пе­ред эк­за­мена­ми. Но интенсивность занятий заранее согласуется с преподавателем.

Уче­ник по­луча­ет объек­тивную оцен­ку за свои зна­ния: на нее ни­как не вли­яют сим­па­тия или ан­ти­патия пре­пода­вате­ля.

Завершив  мероприятия по организации учебного процесса, учитель может начинать подготовку к урокам и осуществлять проведение их.

В соответствии с программой и календарным планом учитель готовит проект  первых пяти уроков  и передает их  службе технического обеспечения урока. Все дальнейшие уроки учитель представляет в такой же последовательности: по  пять  соответственно календарному плану. Такой   количественный расчет проектов  позволяет обеспечить качество педагогического дизайна и своевременный просмотр проектов в готовом виде учителем.

Структура дистанционного урока состоит из:

Видеоурока  (on-line урок,вебинар  или видеоконференция ).

Видеоурок проводиться преподавателем на заданную тему по  согласно календарного плана. Это может быть  урок-лекция, на которой преподаватель излагает учебный материал, одновременно используя  видео-  и аудио информацию, использование которой сочтет нужным.

Урок может проходить в виде  видеоконференция  (вебинара).

Вебинар —  проведение видеоконференции, т.е. совместного общения с группой учеников  через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет,

Ученик может видеть и слышать учителя, а также своих одноклассников при помощи камеры и микрофона.

Неотъемлимой  частью    видео-урока является электронная доска,    при помощи   которой преподаватель может показывать слайды и фильмы, иллюстрирующие сказанное, географические карты, поверхности планет, географические объекты, исторические памятники  и т.п.  На электронной  доске ученик может рисовать и набирать тексты, давать возможность  делать это  другим ученикам.   При этом всем будет понятно,  кто  именно в данный момент работает на электронной доске

Электронная доска соединена с видео и звуком все могут комментировать увиденное,  естественно с разрешения преподавателя.

Программный и дидактический материал размещается в   электронном учебнике  или медиа-учебнике. Электронный учебник  позволяет ученику  самостоятельно изучить учебный материал и повторить  то, что он слышал от учителя.

В учебнике излагается программный материал, а также текст урока и  добавленными учителем необходимымими  иллюстрациями, видео и аудио добавлениями.

Поскольку учебник постоянно присутствует в системе дистанционного обучения, ученик может работать с ним в любое удобное время самостоятельно, но не забывая о том, что преподаватель технически в состоянии потом проверить, сколько времени находился ученик в учебнике и работал с материалом, где именно находился, то есть, что читал и что смотрел. После того, как ученик проработает тему, проводится электронный опрос на заданные заранее учителем вопросы  (похожие на тесты но не тесты) ,но тем не менее зачитывающиеся потом в итоговую оценку.

Система домашних заданий.

Преподаватель может  провести  опрос в устной форме как индивидуально, так и для всего класса при помощи  видеоконференции.

Домашнее задание может быть дано в виде вопросов на форуме, где преподаватель задает тему обсуждения  по материалам урока  Форумов может быть несколько в зависимости от сложности урока. Особенность форума в том , что все ответы одноклассников видны и не может быть одинаковых ответов( то есть списать невозможно), и если преподаватель обнаруживает такие совпадения, он удаляет оба и не разбирает, кто у кого списал.

 Итогом  изучения темы является проведение   тестов . Тесты могут быть тренировочные, что позволяет  несколько раз их сдавать и работать над ошибками,  иконтрольные. На котрольные тесты выделяется определенное время для ответов. Если  ученик не справился с заданием,  то  не допускается  к следующему уроку.

Если же такое  произошло, то  через время, с разрешения учителя, можно пройти повторные тесты,  предварительно повторив  материал урока.

Учитель  в состоянии проверить, как ученик готовился и в каком месте электоронного учебника побывал, как сдавал тренировочные тесты, какие делал ошибки.

Формы организации урока   должны быть направлены на обеспечение качества учебного  процесса и обеспечение  непрерывного роста образованности и развития  ученика.

Наверняка у вас возникнет вопрос, а как производится набор учеников?

Обучение ребенка в Домашней школе  предполагает не только получение знаний и приобретение навыков , но и личностное развитие ученика.

Перед поступлением в школу проводится комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка. Изучаются  уровень развития психических качеств, необходимых для успешной учебы: память, внимание, интеллект, развитие речи, умение производить интеллектуальные операции и т.д.

Осуществляется проверка  уровня знаний  по всем предметам.

Отдельно изучаются  творческие способности, интересы, личностная направленность ребенка к определенному роду деятельности.

  Целью исследования является установление те уровни развития и знаний ребенка, которые  ребенок в   результате обучения в Домашней школе должен превзойти и  превзойденное совершенствовать.

Комплексное психолого педагогическое изучение  производится:

— при индивидуальном контакте с ребенком непосредственно в  Домашней школе; или в режиме on-line.

Родители будут ознакомлены с  результатами комплексного психолого-педагогического исследования. На основе результатов  для каждого ребенка будет составлена индивидуальная учебно-развивающая программа, с которой будут также ознакомлены родители.

На каждого ребенка открывается страничка, куда   могут войти родители после регистрации, учитель, администрация школы.

На страничке выставляются:

-программа учебно — развивающей  работы;

-регистрация всех входов ребенка на учебную страницу и контактов с учителями  по дням и времени;

-содержание форумов, чатов, контрольных работ ребенка, обсуждений уроков;

— текущие оценки;

-график консультаций и видеоконференций;

— окно для переписки с учителем, администрацией;

— ежедневная информация о прилежании ученика, где указывается регулярность выполнения домашних заданий и др. работ;

— информация о содержании домашних заданий, информация о содержании контрольных работ, график контрольных работ и экзаменов;

— объявления и информация по школе

На каждый учебный курс заводится страница, где указываются заголовки тем, календарный план изучения тем, обсуждение урока и т.п.

Все за­нятия про­водят­ся с ис­поль­зо­вани­ем Web-тех­но­логий.

Подводя выводы по своему докладу, отвечая на вопрос: «За и Против?», хочу отметить, что знания учеников увеличиваются, методика работы очень интересна, дети так же взаимодействуют между собой, так как учится можно и в классе, однако не более 10 школьников, урок можно просмотреть еще раз, если что-то упустил, прогресс очевиден. Из минусов, каждому ребенку необходим интернет, а так же педагогу необходимо отходить от старых методов преподавания к новым, а это не очень-то и легко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Воеводина А.Н

Дистанционное обучение: За и Против?: 2 комментария

  1. Romanitro

    В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

    1. editor Автор записи

      Всегда есть плюсы и минусы. Однако бывает и наоборот. Когда человек болен,находится на расстоянии от дома и школы и ему необходимо обучаться) Много моментов. Важно учитывать личность обучаемого и цель обучения.

Комментарии запрещены.