imgpreview

 

 

 

 

 

 

«Технология использования подвижных игр для решения задач образования и физического развития учащихся начальной школы»

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и весомые  шаги в развитие физических качеств ребенка на уроках физического воспитания. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интерес­ным. Педагоги всех времен уверены, что игра — самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. В своей работе я хотела бы показать каким образом используются подвижные игры, как они служат помощниками в решении задач образования и физического развития учащихся начальной школы на уроках физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теория использования игровой технологии на уроках физического воспитания.

Игровые  технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на :

  1. Игровые
  2. Догматические, репродуктивные
  3. Объяснительно-иллюстративные
  4. Развивающее обучение
  5. Проблемные, поисковые
  6. Программированное обучение
  7. Диалогические
  8. Творческие
  9. Саморазвивающее обучение
  10. Информационные (компьютерные)

 

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.
  • Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
  4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом».

Таким образом можно говорить о том, что игровая технология широко используется при решении задач  и физического воспитания в том числе. Учитель планируя урок, к примеру, выбирает игровую технологию. Как я писала выше существует множество ее методов, мы выбираем игровой, согласно классификации Селевко. Следующим шагом должен быть выбор игры, ее вида. Игра на уроках физического воспитания   по сути может характеризоваться по не скольким аспектам :

  • По интенсивности (быстрые, медленные);
  • По направленности (на развитие качества выполнения строевых упражнений и на развитие физических качеств.)

 

Однако можно использовать и другую классификацию игр на уроках физического воспитания:

  • Предметные
  • Ролевые
  • Подвижные
  • Деловые
  • Имитационные

 

Мы выбираем подвижную, так как это запланировано темой нашей работы. Следует помнить о том, что какой бы вид игры не был выбран, он должен решать конкретные задачи физического воспитания в младшем школьном возрасте:

  • Укрепление здоровья, формирование осанки, профилактика плоскостопия
  • Закрепление и совершенствование сформированных двигательных навыков и умений, создание школы движений
  • Воспитывать позитивные черты личности( дисциплинированность, честность, отзывчивость, смелость).
  • Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями, формирование интереса к определенным видам двигательной активности и спорта.

 

 

 

 

 

 

2.Технология использования подвижных игр для решения задач физического развития учащихся начальной школы.

Подвижные игры на уроках физкультуры в 1-4-м клас­сах занимают основное место. Дети 6-11 лет уже хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимы­ми в играх (бег, прыжки, ходьба). Мускулатура детей в возрасте 6-11лет еще плохо развита, они быстро утомля­ются, поэтому физические упражнения должны быть стро­го ограничены, и по возможности иметь игровую форму. Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнение или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Общая длительность игры должна быть небольшой. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Правила лучше всего усваиваются, если они объясняются в форме сказки или речитатива, считалки. В этом отношении хороши игры, в которых дети хором проговаривают считалку. Они приучают детей к согласованным действиям, едино­му ритму выполнения движений, воспитывают чувство командности. Основной интерес у детей этого возраста вызывают игры, где они могут проявить быстроту и лов­кость, координацию и меткость. Также будут интересны детям этого возраста народные игры.

У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно. Поэтому для проведения большинства игр в 1-4-м классах необходим красочный инвентарь, легкий и удобный по объему. Для бросков лучше использовать во­лейбольный мяч, а мячи весом в 1 кг нужны для передава­ния. Также нужны разноцветные флажки, маленькие мячи (с расчетом каждому ребенку по мячу), несколько больших  легких мячей, обручи металлические и пластмассо­вые, скакалки длинные и короткие, мешочки с песком, не­сколько повязок на глаза, а также всевозможные поощри­тельные призы, которые преподаватель сможет сделать сам (карточки с рисунками зверюшек и т. п.). Необходим и музыкальный инвентарь: бубны, свистки, колокольчи­ки или просто небольшие жестяные банки с песком. Этот инвентарь, как говорилось ранее, развивает чувство рит­ма у детей, а также придает играм более веселый и зани­мательный характер. Дети-1-4 классов весьма активны. Все хотят быть водящими, забывая о своих возможнос­тях, поэтому преподаватель должен назначать их сам, учи­тывая способности ребят или выбирать водящих путем расчета, считалки. Водящим может стать также победи­тель прошлой игры. Водящий должен часто меняться, что­бы потребность в активности была удовлетворена у каж­дого ребенка. Нельзя, учитывая большую ранимость де­тей, выводить их из игры за ошибки, ведь это происходит по неопытности или из-за недостаточного физического раз­вития. Физическую нагрузку нужно строго регулировать длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игры с бегом и прыжками следует прерывать короткими пере­рывами. Результаты игры не следует отдалять. Игры нуж­но подбирать с учетом общей задачи урока. Для развития быстроты и ловкости проводятся игры-перебежки, в ко­торых дети после активных движений смогут передо­хнуть. Эти игры проводятся в центральной части урока. Игры с ходьбой и легкой гимнастикой, требующие орга­низованности, лучше проводить в начале и в конце уро­ка. Методически правильно построенный урок состоит из подготовительной и заключительной частей.

Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Подвижная  игра развивает ребенка, но, в отличие от физиче­ских упражнений, не надоедает ему благодаря своему за­нимательному характеру. Вот несколько примеров под­вижных игр для уроков физкультуры в 1-4-м классах.

Быстрые шеренги

Дети строятся в две плотные шеренги, лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и берут за руки сто­ящих напротив. По команде преподавателя «Старт!» раз­бегаются в разные стороны. По команде «Стройся!» бе­гом возвращаются в исходное положение. Выигрывает та шеренга, которая построится раньше другой.

Салки

По расчету выбирается водящий — «салка». По сигна­лу преподавателя (свисток) дети разбегаются в пределах установленных границ, а «салка» пытается догнать иг­рающих. Тот, до кого дотронется водящий, начинает во­дить, то есть ловить, а «салка» убегает с остальными. Эту игру можно разнообразить, если начертить на асфаль­те круг — «дом», где играющие ненадолго могут спря­таться от «салки». Можно также спастись от «салки», ото­рвавшись от земли, если на площадке есть спортивные снаряды, можно лечь на землю, подняв ноги вверх. Убега­ющие могут выручать друг друга, перебегая дорогу меж­ду «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-нибудь пересечет дорогу, «салка» переключается на игрока, пе­ребежавшего ее. В этой игре можно также использовать прыжки. Все участники, включая «салку», прыгают на одной ноге.

 

 

Охотник, лис и куры

На площадке ставятся четыре гимнастические скамей­ки так, чтобы они образовали квадрат. Это «насест». Вы­бираются два водящих — один «лис» и один «охотник». Все остальные участники — «куры». Они располагаются вокруг «насеста», а водящие — по разным углам площад­ки. По сигналу преподавателя все «куры» соскакивают со скамеек и разгуливают вокруг. «Лис» в этот момент под­бирается к ним. Внезапно преподаватель дает короткий сиг­нал свистком. «Куры» должны быстро взобраться на насе­сты, а «лис» пытается в этот момент схватить одного из участников. Если ему это удается, он тащит его в «нору», а «охотник» ловит его, и тогда «лис» выпускает «курицу» и бежит в нору. Если «лис» пойман, то выбирается новый «лис». Выигрывают ни разу не пойманные игроки.

 

Рыбы и рыбаки

Выбирается площадка длиной около 30 м и шириной около 15 м. Это «река». В центре и по сторонам площад­ки рисуются «омуты» — круги диаметром около 1,5 м. Затем определяются два «рыбака». Держась за руки, они ловят «рыб», замыкая вокруг них свои руки. Пойманная «рыба» присоединяется к двум «рыбакам», и они продол­жают «ловлю». Остальные участники игры могут пря­таться в «омуты», но с условием, что в «омуте» может находиться только одна «рыба». Задача состоит в том, чтобы переловить всех «рыб», кроме спасшихся в»«ому-тах».

Правила. Если у «рыбаков» во время ловли руки рас­цепляются, «рыбы» могут ускользнуть; также можно уво­рачиваться из-под «невода» (сцепленных рук), но не при­меняя силу. Естественно, за пределы «реки» — площадки выбегать нельзя.

 

 

 

Гусеницы

Две команды, не более чем по 10 человек, становятся друг напротив друга и берутся за пояс. По сигналу пер­вый игрок одной команды пытается задеть последнего игрока другой команды. А тот, в свою очередь, пытается проделать то же самое. Так две «команды-гусеницы» пы­таются задеть друг друга за «хвост» при условии, что игроки команды не расцепляются. За каждое правильное касание начисляется выигрышное очко. Игра длится 3-5 минут. После чего определяется команда-победитель с наибольшим количеством очков.

День-ночь

В игре участвуют две команды. Они становятся на се­редине площадки спиной друг к другу на расстоянии при­мерно двух шагов. Одна команда — «день», другая — «ночь», по разным сторонам площадки у каждой коман­ды свой «дом». По неожиданной команде (для большей неожиданности можно предложить игрокам выполнить пару нехитрых упражнений) «День!» или «Ночь!» игроки названной команды бегут в «дом», а игроки неназванной пытаются их догнать и запятнать. Игра проводится не­сколько раз, после чего подсчитывается число запятнан­ных игроков и подводится итог.

Вывод:

Использование подвижных игр необходимо для решения задач, как образовательного характера, так и для развития физических качеств младшего школьника. Ведь именно в эти возрастные рамки 6-12лет, у ребенка формируются физические качества, необходимые для жизнеспособности всего организма, заложенные привычки здорового образа жизни с детства ведут к развитию здорового взрослого человека. Нам, учителям физического воспитания следует помнить эту простую истину и стараться как можно лучше готовиться к урокам, подбирать интересные упражнения и правильно использовать предложенные в помощь учителю тенологии.